TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – ницшеанское метафизическое принципиально недостижимое иномирие.

    А что? Ей нравится, Ахмадулина, Бродский, Введенский – все ницшеанцы… Правда, когда я тех так определял, я ещё не был такого экстремистского мнения о ницшеанцах, какое вы, читатель, прочли в предыдущем абзаце. Но… Авось…

    Начну с личной ассоциации словам Полозковой "Губы плавя в такой ухмылке”.

    Я не помню, в связи с чем, мне раз приснился поцелуй, в котором я ощущал вполне существующими только мои и её губы, и чем дальше от них – тем как бы нечто всё менее и менее существующее.

    Спустя жизнь меня тянет объяснить сон в соответствии с картиной Корреджо (см. тут), которую я увидел – не помню – до этого сна или после. И объяснить хочется в связи с тем, как я впоследствии воспользовался этим сном: для соблазнения женщины.

    Стыдно вспоминать, но надо, раз взялся копаться в глубинах сознания, а может, и подсознания. Я надеюсь, искренность не даст мне сбиться в искусствоведческом поиске.

    Она была официанткой в ресторане. В Ялте. Мы с товарищем охотились на женщин. Нас обслуживала одна пухленькая, хорошенькая. Я с ней стал заигрывать, она – клевать, как говорится. Меня в ней привлекала профессия (здоровье работников общепита, должно быть, проверяли, и меньше был риск заразиться). Я дождался закрытия ресторана и пошёл её провожать. Прощаясь у её садовой калитки, я рассказал ей о своём сне. До или после поцелуя с нею, не помню. Но понял, что рассказ её пронял, и она согласилась на свидание завтра вечером. Соглашаясь, она рисковала. Её бывший муж (она с ребёнком ушла от него обратно в мамин дом, возле которого мы и прощались) был каким-то милицейским начальником и продолжал её преследовать, буквально посылая подчинённых за нею следить и отчитываться ему. Она мне показала, и я действительно увидел неподалёку не очень-то и прятавшегося типа. Мой рассказ про сон, думаю, не мой поцелуй, так её впечатлил, что она рискнула, наконец, раз попробовать обмануть слежку.

    Сон и меня, полагаю теперь, впечатлил своим контрастом с тем образом жизни – ловеласа – который я вёл. Это был образ гармонии низкого и высокого. А именно таким идеалом (Гармонии), и вдохновлялось Высокое Возрождение (представителем которого был и Корреджо), борясь с Ранним Возрождением, вдохновлявшимся вседозволенностью и развратом после долгого средневекового воздержания.

    Не такое же ли чувство гармонии переживала и лирическая героиня стихотворения Полозковой?

       
     

    Губы плавя в такой ухмылке,

    Что на зависть и королю,

    Он наколет на кончик вилки

    Мое трепетное “люблю”.

     

    И с лукавством в медовом взоре

    Вкус божественным наречет.

    И графу о моем позоре

    Ему тоже запишут в счет.

    Тут будущее время всюду. А я почему-то чувствую, что имеется тут и образ автора, и он рассматривает сцену признания “я” в любви как бывшую с прототипом этого “я”, с образом автора, в изрядном прошлом этого образа автора. И потому этому образу автора известно, чем закончилось признание “я” – соблазнением, бросанием девушки соблазнителем и её позором в глазах мещанского окружения. Это не предвидение соблазняемой, знающей по книгам, кино и рассказам знакомых, как это всё бывает в итоге, - думается мне. – Почему мне так думается?

    Потому что “я” в момент признания, в момент ТАКОГО опьянения своим королём, не могла “его” видеть настолько со стороны: как гурмана, смакующего “её”-еду.

    Я вспоминаю ту официантку. Она подумала: уж больно необычен этот ухажёр. А я ж таки красивая. Я ему могу необычно для него самого нравиться, раз он ТАК говорит. И тогда, – кто знает? – может, я с ним устрою новую жизнь. (Я не предполагаю. Я это вывожу из той пощёчины, что получил от неё при встрече назавтра после того, как она мне отдалась, - вывожу из пощёчины за то, что я признался, что, идя к ней, я заглянул на минутку на танцы.) Целуясь со мной в первый вечер и слушая ТАКИЕ речи, её понесло. Критицизм отказал.

    Как и лирической героине стихотворения в тот момент, когда "Губы плавя в такой… [улыбке]/ Что на зависть и королю…”. "Ухмылке” - это уже взгляд со стороны. И если это совмещено, то зачем-то! Что хотела этим сказать Полозкова? Не образ автора, а Полозкова?

    Образу автора велено создать словом образ общих врагов этой паре, “я” и “ему”: тех, кто "запишут”.

    Причём ясно, что ни “я”, ни “он”, ни образ автора с теми мещанами не заодно. Не в пример моей официантке, закатившей пощёчину, не в пример и мне (я устыдился самого себя, счёл пощёчину заслуженной и исчез во имя корреджиевской гармонии низкого и высокого для себя будущего).

    Спрашивается, зачем тогда было раздваивать точку зрения в этом стихотворении? Все ж трое едины по мировоззрению: бери от жизни всё, что можешь. Даёшь вседозволенность! – Обычное недоницшеанство. Потому недо-, что идеал достижим. А не принципиально недостижим, как у настоящего ницшеанца (см. выше про метафизическое иномирие, как цель бегства из плохого-преплохого, скучного-прескучного Этого мира).

    Не потому ли раздвоенность, что она есть образ третьего, нецитируемого, чего-то совсем необычного?

    "Часто летает в Индию, где набирается вдохновения” (https://rustih.ru/vera-polozkova/).

    А в Индии – пробуддизм, пассивный демонизм в пару активному, ницшеанскому, с иномирием. Нирвана – вид иномирия. Бесчувственность. Которую как иначе выразить художественно, как не через наоборот, живописуя лаву чувств.

    Надо проверить на каком-то другом стихотворении.

       
     

    лучше йогурта по утрам

    только водка и гренадин.

    обещай себе жить без драм —

    и живи один.

    все слова переврутся сплошь,

    а тебе за них отвечать.

    постарайся не множить ложь

    и учись молчать.

    Бог приложит свой стетоскоп —

    а внутри темнота и тишь.

    запрети себе множить скорбь —

    да и зазвучишь.

    Тут пробуддизм уже можно процитировать (он в виде образа): "жить без драм”, “живи один”, “молчать”, “темнота и тишь”.

    Отказ от заглавных букв тоже говорит о запредельной странности идеала автора (осознаваемой им; ибо писать без заглавных можно в черновике, а не чистовике; про Полозкову же я прочёл, что она сочинённое почти не чёркает). И пробуддизм же как раз и есть такая запредельная странность (как и ницшеанство).

    Возразите: Бог с заглавной буквы.

    Я, атеист, тоже решил после падения советской власти, когда привычно было (а введено было до нас – по политическим соображениям) писать бог с маленькой буквы и не в междометиях типа “боже мой!”, а и имея в виду именно христианского Бога, - я тоже решил писать Бог с заглавной буквы – из уважения к гениальности христианского изобретения. Так буддизм – такое же гениальное изобретение человеческого духа, как и христианство. Почему б Полозковой, осознавая нечто подобное, не отдать должное христианству (мироотношению известному), тем самым призывая к ответному приятию и буддизма с его Бесчувствием, образом чего незаглавные буквы тоже естественно являются. Мы ж не индусы. Для нас буддизм – исключительное.

    Жаль, дат нет. Вообще-то меня всегда поражало, что подсознательный идеал, вылившись в текст пусть и нецитируемо, не переходит из подсознания в сознание, а остаётся в подсознании и заставляет продолжать и продолжать сочинять в том же духе. Если б у первого стихотворения была дата создания более ранняя, чем у второго, я б не удивился: совершился переход из подсознания в сознание.

    Мне даже пришлось себе нарисовать такого непостоянного психотипа, у которого идеал то в сознании, то в подсознании. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…

     

    Должен признаться. Мне пришлось пропустить несколько стихотворений. Не годились для доказательства пробуддизма. Как с этим быть? – Надо объяснить невеликостью дарования, наверно. У Пушкина мне пришлось только одно стихотворение назначить рождённым без подсознательного идеала – “Ответ митрополиту Филарету”. Ну а у Полозковой – больше. И то, что вне подсознательного идеала, оно ж может быть вообще, о чём угодно: сознание назначило – сочиняешь. Может быть любая конъюнктурщина. Рифмоплётство.

    У Полозковой даже и не конъюнктурщина. Смотрите. В ницшеанство и в буддизм бегут же от крайнего-наикрайнего разочарования в действительности (дальше, чем романтики бегут {всего лишь во внутреннюю жизнь своей распрекрасной души}). Вот Полозкова и честит действительность напропалую.

    Как Д. Быков написал:

    "Полозкова безусловно и вполне сознательно идет к катастрофе, чтобы сделать из нее стихи. По самой природе ее дара она предпочитает их делать именно из катастрофы, дискомфорта, одиночества и т.д. Ситуация всеобщего признания нужна ей сейчас только для того, чтобы всей душой глубоко окунуться в пошлость, нажраться этой пошлости до полного пресыщения, отринуть ее со страшной силой и обновиться…

    То, что Вера делает сейчас, это нормальное такое литературное самоубийство… Я содрогаюсь, читая то, что она пишет в ЖЖ, все эти нагромождения искусственных восторгов, все эти описания собственных успехов, все эти хорошо нам знакомые, через запятую, перечни безумно талантливых друзей и их несмешных острот, и все это взахлеб, и все это с той фальшью самонакручивания, которая распознается мгновенно. Но все это лишь до того этапа, когда она взглянет на себя со стороны (хотя, думаю, смотрит уже сейчас) -- и отряхнет с себя весь этот прах мгновенно…

    Вопрос, насколько сознательно -- или бессознательно -- Вера Полозкова погружается сейчас в весь этот ужас, не так уж и важен…” (https://maccolit.livejournal.com/851172.html?thread=17341924#t17341924).

    А по-моему, важен. Сознательно погружается. А за сознанием прячется подсознательный буддизм.

    1 апреля 2020 г.

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100