Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.11.2024 |
Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»
|
24.11.2024 |
3-е продолжение уныния с Чеховым
Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - нарратология [про принципы соединения слов в последовательность], изучение способов и модусов построения повествования, - приобретает в наши дни статус едва ли не науки наук. В Гамбурге под руководством Вольфа Шмида работает институт нарратологии. В. Шмид и его ученики занимались нарратологическим анализом, в числе других, и некоторых текстов Чехова, прелагая при этом их новое прочтение” (С. 67). Так меня в Катаеве огорошивает, что он спокойно пишет на 67-й странице о новом прочтении. Ведь 66 страниц тогда написаны о старом прочтении, т.е. неверном. Или я с чёрно-белым мышлением? Нет. Но наука-то, даже включая старую теорию в новую как частность и сохраняя для старой удел приблизительности, всё же достаточно плохо к старой относится. А Катаев – нет. Шмид заметил, что у Чехова есть связь слов не только по времени или причинно, но и ещё неким образом. Ну? Так чем это не образ иномирия метафизического, в котором всё-всё-всё НЕ ТАК? Как небывающий в природе зелёный солнечный луч из предыдущей статьи (см. тут). * "…рассказ о гимназии и городе, терроризированных страхом, которое внушало ничтожество, вобрал в себя признаки целой эпохи в жизни всей страны за полтора десятилетия. Да, это была вся Россия эпохи Александра III… Это рассказ “Человек в футляре”” (С. 78). Это передёрг. Не страх описан учителем Буркиным (а не дан от автора, кстати), а гнёт привычки. Менталитет традиционализма, как говорят про Россию полтораста лет спустя. Гнёт снизу, а не сверху: "А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова”. И, чтоб не думали, что это про политическую реакцию времени Александра III, специально введён другой персонаж, Иван Иваныч, врач, который как раз был против гнёта сверху: "— Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно! — Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал учитель. — Давайте спать”. И рассказ кончается. А есть и текст от автора (при рассказе, кроме этого места, сплошь состоящего из прямой речи Буркина): "Была уже полночь. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука”. Что тут играет роль несуществующего в природе зелёного луча? Я думаю – гиперболическая длина села "верст на пять”. Верста – 1066,8 метров. Считаем километр. Смотрим на карту Новороссии 19 века. Видим, что вдоль Днепра самые близко друг к другу лежащие сёла Будвiльскiй, Фёдоровка, Ивангородъ, Аврамова и т.д. расположены друг от друга на расстоянии не более 2-х км. Значит длины села "верст на пять” не может быть. – Вот это и есть образ метафизического иномирия. Весь Этот мир Чехову отвратителен, а не Россия реакционной эпохи Александра III. 22 августа 2023 г.
|
23.11.2024 |
|
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
19.11.2024 |
|
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
14.11.2024 |
|
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
|
07.11.2024 |
|
06.11.2024 |
|
04.11.2024 |
|
02.11.2024 |
Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели
|
01.11.2024 |
Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году
|
29.10.2024 |
Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал
|
28.10.2024 |
|
28.10.2024 |
Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!
|
19.10.2024 |
С точки зрения имеющего политический темперамент
|
16.10.2024 |
Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!
|
14.10.2024 |
|
11.10.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"