TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.04.2021
12:10

Опять этот непонятный Бродский…

    Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что задачу-то учитель даёт точно решаемую, а вот что произведение окажется художественным – вопрос.

    Я с удовольствием вспоминаю школу. Михаил Никитич, директор школы, был нашим математиком. Он любил устраивать соревнование по геометрии и алгебре – на интерес: кто раньше решит. Я часто бывал в победителях.

    С художественным смыслом всё гораздо веселей. Потому что есть теория, следствие из которой гласит, что художественный смысл нельзя процитировать, если это произведение литературы (в живописи и музыке в него нельзя указать). И очень многие до такого не могут дорасти в своём эстетическом развитии. Именно дорасти, потому что естественно кажется, что такое невозможно, что это чушь. К тому же в школе этому не учат. А что особенно любопытно – я на себе замечал – даже и зная это, это очень трудно открыть в конкретном акте постижения произведения искусства.

    Делу могло б помочь признание целесообразности такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора, проявляющий себя в “текстовых” странностях, являющихся странностями для времени создания произведения. Но признания не происходит из-за того, что допущение кажется не научным, странности – не поддающимися объективному подходу.

    Ну и есть какая-то прелесть показать, что, например, стихотворение Бродского по словам в тексте являющимся каким-то патриотическим, что ли: "…нос кверху на фоне безликой толпы, то есть нас… Потом откроешь сборник его стихов — пахнет чем-то магическим, затянет, и прощаешь все” (тут): "Как славно вечером в избе”, - какая прелесть показать, что всё не так. Что читатель-патриот повёлся на ложный ход и не заметил тут же отыгрыша обратно ("запутавшись в своей судьбе”)…

     

    Как славно вечером в избе,

    запутавшись в своей судьбе,

    отбросить мысли о себе

    и, притворясь, что спишь,

    забыть о мире сволочном

    и слушать в сумраке ночном,

    как в позвоночнике печном

    разбушевалась мышь.

    .

    Как славно вечером собрать

    листки в случайную тетрадь

    и знать, что некому соврать:

    "низвергнут!", "вознесен!".

    Столпотворению причин

    и содержательных мужчин

    предпочитая треск лучин

    и мышеловки сон.

    .

    С весны не топлено, и мне

    в заплесневелой тишине

    быстрей закутаться в кашне,

    чем сердце обнажить.

    Ни своенравный педагог,

    ни группа ангелов, ни Бог,

    перешагнув через порог

    нас не научат жить.

    1965

    А на самом деле, что тут чему противополагается?

    С одной стороны – причинный мир, который строен, с чёткой иерархией ""низвергнут!", "вознесен!"”, вопреки "Столпотворению”. Строен он потому, что, в общем, познаваем усилиями "содержательных мужчин”, а так же, если вмешаются знающие правила "педагог”, “группа ангелов”, “Бог”. С этой же стороны суждение обо всём этом как "о мире сволочном”.

    А с другой стороны – нежелание "сердце обнажить”. Ибо оно имеет идеал радикально противоположный (наверно, подсознательный, раз смотрите, как невнятно определяется). Которому "славно” “запутавшись”, “случайную” и не сработавшая мышеловка (ещё одно нарушение порядка). И что тут со временем?

    Тут надо переходить к тому, что слышно. И к понятию музыка послеантичного времени. Она – эмоциональна, с одной стороны, и вся – на фоне неслышимого, но воображаемого метра, со стороны другой:

    "…"незвучащая" пульсирующая непрерывность музыкального процесса, выполняющая несущую функцию в становлении целостного музыкального материала” (Аркадьев. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_vremennye_struktury_novoevropejskoj_muzyki_1993_text.pdf).

    Ритм на её фоне (упорядоченном) несёт эмоцию, то, что в Этой жизни.

    А в античности было не так. Ритм нёс запоминательную функцию. Время как бы останавливалось. Древний грек в своей зависти вседозволенности богов словно уравнивался с ними, будучи вырван при слушании рапсода из самой обязывающей реагировать жизни, из времени.

    Вот именно эта, останавливающая, функция чуется в этих неупорядоченных звуках ("слушать… треск лучин… [и] как разбушевалась мышь”), совершенно не привязанных к причинной жизни в Этом "сволочном” мире.

    Бродский, не осознавая, дал образ своего подсознательного идеала, метафизического иномирия.

    Какой, к чёрту, русский патриотизм…

    Но ценность этой поэзии огромная. За тонкость переживания контакта подсознаний автора и восприемника ("пахнет чем-то магическим”), за редкостность случаев предоставления автором принципиальной возможности такого контакта. – Не зря в этот раз дали Нобелевскую премию.

    23 марта 2021 г.

29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

23.04.2021
12:30

Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков

    О нём сказано, что он – последователь Фешина. А тот предал (см. тут) неприкладное искусство. Причём не в пользу прикладного. Не хочется повторяться… Всю теорию . . .

22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности. Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же . . .

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100