Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.12.2020 |
Невежество как инструмент проверки художественного смысла
|
||
12.12.2020 |
|
||
08.12.2020 |
|
||
06.12.2020 |
Во славу застоя, так называемого Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу власти в СССР, решившей притормозить прогресс. (Благодаря Фурсову я на днях узнал, что был свёрнут курс на внедрение Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации, при которой управление хозяйством перешло бы от партократии к технарям. При этом была возможность "обогнать США в области разработки и использования вычислительной техники, не догоняя их” (Википедия). Курс был взят не на победу над капитализмом, а на конвергенцию с ним. Что всё вместе обеспечило материально-технически предательство коммунизма и развал СССР.) Всего этого режиссёры не знали, но чуяли. И, получается, выполнили социальный заказ по успокоению народа. Чтоб не порывался КУДА-ТО из жизни, не ведущей к коммунизму. – Социалистический реализм в худшем смысле этого слова. Ибо лучший смысл декларировался не так. Лучшему социалистическому реализму вменялось чуять, - в отличие от просто реализма, - не просто новое в социуме, а прогрессивно новое. Ну а отказ от курса на коммунизм прогрессом не был. Следовательно, можно подозревать фильм в простом реализме. Если несгибаемый Хуциев в “Июльском дожде” (1966) тоже почувствовал поворот к регрессу, но почувствовал траурно, - что выводило его из реализма в маньеризм, если несгибаемый Хейфиц в “Единственной” (1975) дрался из последних сил против регресса, - что выводило его тоже из реализма в идеостиль типа трагического героизма, - то прогнувшиеся Боголюбов и Полока с ними поспорили. Вопрос только: от ума или подсознательно они это сделали? Для решения привлеку собственное понимание коммунизма (в расчёте, что я не одинок в своём мнении). Там работать станут роботы, а людям для полноты жизни останется жить преимущественно в искусстве, в самом глубоком – в неприкладном, которое, - в отличие от прикладного (о знаемом), - выражает подсознательный идеал автора (то есть – об автором незнаемом). Воспринимается неприкладное тоже не сознаниями, а подсознаниями восприемников. Причём они все будут миниискусствоведы, и потому смогут из своего подсознания в сознание художественный смысл перевести. Непередаваемая тонкость переживания сотворчества. По фильму похожее будущее подаётся как утопия. – Сокурсник, красавец, в студенческой столовой хочет произвести впечатление на красавицу Алёну: "- На Востоке могут передавать настроение узором из ниток. И что любопытно, тамошние мастера работают над орнаментом, скажем, на ковре, годами. И всё это время каким-то усилием ума и чувств удерживают то настроение, которое должны передать”. А Алёна ест и слушает в вполуха, потому что следит за временем: ей назначил свидание не меньший красавец, слесарь. Вот он таки произвёл на неё впечатление, представ мексиканским бандитом в сомбреро и с пистолетом. Нет, она в сомнении, ей не о чём говорить с Кириллом. Они даже ссорятся и расходятся. Но поздно. Какая-то магия любви их успела связать, и им плохо друг без друга. И он ей звонит, и они мирятся. И он к ней приедет, и звучит припев песни:
И фильм кончается. Всё – просто. И я повторяю вопрос: есть в фильме что-то, что есть след подсознательного идеала этой простоты любви? Странность какая-то есть? Есть заразительное настроение нарастания влюблённости. Это не то. Есть эпизоды, проявляющие лучшие качества Кирилла (он отбивает нападение хулиганов на Алёну, и он сворачивает в стену, чтоб не задавить своей только что купленной легковушкой двух пацанов, наконец, он каким-то чудесным образом чует – находясь в грустном одиночестве после многодневной размолвки на верхней палубе речного трамвайчика, выплывающего из-под моста – что на мосту среди кучки студентов стоит и смотрит вниз Алёна, и они встречаются взглядами). – Всё это белыми нитками замысла шито. И чисто эффектом заражения объясняется, что я как загипнотизированный смотрел это кино. Но само появление замысла?.. "К сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества…” (Симонов. О двух разновидностях неосознаваемого, под- и сверх- сознании. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/consciousness.html). Я когда-то не среагировал на это кино. Почему? Потому что сам был уже десятый год как женат, браком по типу “как у всех”: мы идеально подходили друг к другу и уже не тревожило, что она меня, собственно, никогда не любила, а у меня любовь уже прошла, но я ни сном ни духом не желал что-то менять. Мне только и запомнилось, что сцена, как Кирилл предлагает любившей его продавщице Зине пойти и подать заявление в загс, чтоб родить в законе детей и прожить вместе до конца жизни; и они так и поступают; и, выйдя из загса, он предлагает разойтись по домам – в смысле жить-то вместе они по закону теперь будут только после свадьбы (а не до, как было в начале фильма). И она вернулась в загс и забрала заявление. “Нельзя вступать в брак без взаимной любви”, - как бы говорят авторы, зная, получается, что без взаимной любви фильм не кончится. Она есть на свете, взаимная, вопреки тоске какой-то, разлитой в обществе без социальной перспективы и потому всё невзаимные любови в фильмах пользующем. Фильм-протест? То есть – ничего совсем уж неожиданного. То есть – закономерная реакция на маньеризм Хуциева (на сверхбудущее, благое для всех) и трагический героизм Хейфица (вот-вот и победа). Да. Ещё на лживое барокко “Странной женщины” (1976) Габриловича и Райзмана (можно, мол, в любви и без трагедий). “В любви запросто без плохого конца, - как бы говорят Боголюбов и Полока, - часто автоматически люди становятся взаимно любящими”. Барокко, соединение несоединимого (интеллигентка и рабочий). Естественное соединение. А не лживое. Я сам знал одну такую пару. Мы все вокруг удивлялись, а те и в ус не дули. Могло это быть и неожиданностью в кино, как след подсознательного идеала барокко. Или, строго говоря, я не могу всё же решить? 1 ноября 2020 г.
|
||
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
||
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
||
03.12.2020 |
|
||
02.12.2020 |
|
||
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
||
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
||
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
||
27.11.2020 |
|
||
26.11.2020 |
|
||
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
||
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
||
22.11.2020 |
|
||
21.11.2020 |
|
||
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу
|
||
19.11.2020 |
|
||
18.11.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"