Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.07.2020 |
|
11.07.2020 |
|
10.07.2020 |
|
09.07.2020 |
|
08.07.2020 |
|
08.07.2020 |
|
06.07.2020 |
|
05.07.2020 |
|
04.07.2020 |
|
03.07.2020 |
|
01.07.2020 |
|
01.07.2020 |
|
30.06.2020 |
|
29.06.2020 |
|
27.06.2020 |
А ведь я ошибся А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против большевиков после конца гражданской войны. Ни он реалист, чующий мещанство в комсомолках. – Он просто, - прав Эфрос, - насмешник надо всем модным. – Победили красные в гражданскую войну, победил коллективизм и, значит, принижение личности, - вот и посмеяться над победителями: выставить их отстранённым от людей космизмом нового мироустройства (в “Новой планете”). Одинаково отстранённым и от приветствующих новую жизнь, и отвергающих её. Или. Популярен комсомол, надежда новой жизни (устремление такое было аж вскоре введено в именование: социалистический реализм – в смысле – улавливание не просто нового в социуме, а нарождающегося прогрессивного) – ну так вскрыть порочность этой надежды (в “Комсомолках” 1926 года). Точно, как Эфрос про него писал: "Его искусство созерцательно-иронично. В нем спокойная усмешка скептика. “Клейкие листочки” он любит, однако он знает цену и судьбу их наивной зелёности” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html). Захваченный этой идеей Эфроса, я склонен теперь подозревать, что даже произведение 15-тилетнего Юона тоже было насмешкой: над тупо понимаемым реализмом. Юон. Пейзаж с церковью. 1890. Ну, да. С натуры в серенький денёк. Как казах, едущий по степи: что вижу, то пою. А что там особого можно видеть в степи-то? – Всё время одно и то же. – Вот и… Ни уму, ни сердцу. А реализмом называли. Не зря все так на реализм взъелись. – Вот и этот пятнадцатилетний тоже, по-своему. То же и с импрессионизмом. С этой (если внешне) его дрожью света, живописанием мига точками несмешанного цвета. Взбунтовался ж против тех точек Гоген своими плоскостями цвета. А в России, вечно отстающей, импрессионизм в моду вошёл. – Ну так… Юон. Ночь. Тверской бульвар. 1909. Усмехнуться над игрой света целыми территориями одного тона. Да ещё и обвёл их по границам линиями (как в зелени слева, как в кронштейнах, держащих карниз, как даже в лице). Или вот стали в моде символисты. Эти туманные мечтатели о сверхвысоком. – Надо над их нечёткими контурами подтрунить чёткими. Юон. Да будет свет. Из цикла "Творение мира". 1910. Эфрос смеялся в 1929 году: "Но даже мы, тогдашние юноши, могли разобрать, что иллюстрации к популярным “Астрономическим вечерам” Клейна [например, изображение пятна на Солнце] Пятно 13 февраля 1832 года. здесь сыграли более прямую роль, нежели космогоническое самомышление символизма” (Там же). Или вот ещё. "В 1923 году началось некоторое смягчение антирелигиозной политики. Во многом оно было связано с борьбой за власть, развернувшейся в рядах партийной элиты после болезни и смерти Ленина. Всем было просто не до религии. Верующие получили возможность создавать свои религиозные общины. Тем не менее церковь была полностью отделена от государства, священнослужители лишались избирательных прав. Однако закрытие церквей было ещё относительно редким явлением, большевики предпочитали временно помириться с верующими и не провоцировать вооружённых выступлений. Формально в стране существовала свобода религии…” (https://life.ru/p/1040318). Ну так Юону надо же чуть подтрунить над верующими. Юон. Сергиев Посад. 07 Трапезная. 1923. Не знаю, как вам, читатель, меня не только эта перегруженность деталями стены бросилась в глаза, а и кривое изображение крыши. (Если всмотритесь, я кривизну подчеркнул жёлтыми прямыми линиями.) Как-то подозрительно много чести, мол, отдали верующие в ценность загробной жизни совсем не загробному делу еды. И эта кривизна крыши… Да и не все вертикали есть вертикали. Например, водосточная труба справа. От неё до края картинки наверху на моём экране – 10 мм, а внизу – 12 мм. И, наконец, эти подколки что дореволюционному, что советскому массовому оптимизму. Юон. Весенний солнечный день. 1910. Юон. Праздник кооперации в деревне. 1928. Лучше всего – словами Эфроса: "Контуры несколько слишком резки, краски несколько слишком свежи, детали слишком ясны” (Там же). Даже тут… Юон. Сандружинницы. 1945. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. 1949. Даже облака построились, не только залёгшая прямо на снегу цепь держащих оборону. А слева как-то по-детски одинаково все поднялись в контратаку.
Человек понимает, что у него нет вдохновения (а я это называю подсознательным идеалом). И он выкручивается тем, что выдаёт лёгкие усмешки. "Мир чуть-чуть нарочит и игрушечен. Жизненная мудрость состоит в том, чтобы все принимать ласково, но не слишком серьезно. Это как бы игра для детей, в которую любят играть взрослые. Надо уметь играть в нее и по-настоящему, и по-детски – одновременно” (Там же). Землю роя за то, чтоб был принят подсознательный идеал как признак художественности, я готов всё творчество Юона числить второсортным, прикладным искусством (в данном случае призванным посмеиваться надо всем), а не первосортным, неприкладным, призванным обеспечить общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу. Я понимаю его психологию так. – Он чует, что настоящие художники таки боговдохновенны, красно говоря. И инстинкт ему шепчет, что признаком этого является какая-то странность, у каждого своя. Он её ощущал у других, у великих, и с ним происходило ЧТО-ТО, словами невыразимое. Но с ним самим подобное ЧТО-ТО не происходит. Что делать? И он нашёл выход – незаметно посмеиваться. И сам тешишься, и люди чуют, что тут ЧТО-ТО. И, вроде, знакомое, но какое-то иное. Сразу и не поймёшь, что. Откровенные смехачи просто пошлы. А вот тонко улыбающиеся – самое то, мол. 16 июня 2020 г.
|
26.06.2020 |
|
25.06.2020 |
|
24.06.2020 |
|
23.06.2020 |
|
21.06.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"