TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь. Не стоил он шума . . .

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой строчке понятно, что пишет это человек, уже отошедший от нацболов, разочаровавшийся в них, в их пустоте.

    "Продавщицы отбегали, хватая цветы в охапку. Впопыхах, еще не нарочно, еще по случайности бегущие сшибли одну урну или корзину с розами, тюльпанами и гвоздиками - и сразу понравилось, сразу зацепило. Когда к торговым рядам подлетел Сашка, вся улица была усыпана алым, желтым, розовым, бордовым. Все это хрустело под ногами, и стебли ломались”.

    И меня просто взбесило, когда я где-то прочёл, что это современный аналог “Матери” Горького.

    "-- Послушайте, ради Христа! Все вы -- родные... все вы -- сердечные... поглядите без боязни, -- что случилось? Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой... для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь... ищут дней светлых. Хотят другой жизни в правде, в справедливости... добра хотят для всех!

    У нее рвалось сердце, в груди было тесно, в горле сухо и горячо. Глубоко внутри ее рождались слова большой, все и всех обнимающей любви и жгли язык ее, двигая его все сильней, все свободнее”.

    У Горького – моральная поддержка народа, а у Прилепина нацболы – против народа.

    У обоих – заход в психологию: у матери Горького – в униварсалии христианства, у пацанов Прилепина – в опьянение своеобразной красотой погрома.

    У обоих – произведения прикладного искусства. У Горького оно предназначено усилить революционность. У Прилепина – осадить революционность. – Ску-у-ука.

    И я прекратил чтение.

    А мне жаль не написать что-то о том, что мне попало всё же на глаза. – И я решил пересилить себя и прочесть последнюю главу.

    Буду хоть, как Вейдле, замечать звукосмыслы… отвращения…

    "Фары ковыряли ночь, как пьяный скальпель”.

    “с глазами, как примороженные пельмени”.

    Похоже, парни идут на смерть. Довольно просто (герои – голос автора).

    "- А где Позик? - спросил у Вени, потянувшегося следом.

    - Цветы ушел поливать.

    Саша кивнул и ничего не сказал.

    - Пообещал утром вернуться… - Веня заглянул Саше в глаза. - Все забывал тебе сказать: Негатив передавал… Просил, в общем, чтоб мы Позика никуда не втягивали.

    - Во сколько он придет, говоришь?

    - Ну, утром. На первых троллейбусах, наверное, подкатит.

    - Он не успеет. И хорошо”.

    Будет трагедия, но какая-то особая. Не герой умер – идея его остаётся. А что-то иное. Типа: герой умер, но так – не надо.

    Всё – по наитию:

    "- Вень, нам нужно оружие, - сказал Саша. - Мы его сейчас заберем. Слушай меня, слушай Олега, и все будет хорошо.

    Они обошли здание [базу спецназа; один из троих, Олег, там был свой; на то был расчёт], обнесенное высоким забором, и оказались с тыловой стороны. На них смотрели грузные, поскрипывающие ворота.

    "Такие в детстве все время хотелось лизнуть языком", - не к месту вспомнил Сашка”.

    Впечатление, что автор “ведёт” барашков на заклание. Жаль ему их.

    "…щедро замазанные красным руки” - про кровь.

    "Гоша [знакомый Олегу спецназовец] хрипел, лицо его было отвратительно красным, и глаза закатились”.

    Так. Уже троих умяли. Пока не убили.

    "…кипящее разнокалиберным, очаровательным железом нутро ящиков” - про оружие.

    Так. Патруль к ним едет.

    "- Трое с этой стороны выхода, трое с другой, - скомандовал внятно. - Как они заходят, кладем всех на пол. Орите громче. И не стрелять. Саш, Вень, прикладами можете поработать, пожестче”.

    Хотят без смертей? А зачем же им оружие?

    Явно писательский расчёт на жалость читателя, когда, у бунтарей, наконец, сорвется.

    "…и тот, сказав всем лицом "харк!", грохнулся на спину”.

    Вообще-то забирает. Уже пятого уложили.

    Так. Я уже сбился со счёта.

    Всех в собачий вольер и здание спалили. Здорово.

    Когда же трагедия?

    Так, теперь нападение на здание главного Управления внутренних дел города. Тут – опять обманом: будто свои.

    Так. Уже стрельба, но больше в потолок, и никого, кажется, ещё не убили.

    И всё – без предварительного плана. Всё – по наитию. – Восторг!

    И главную работу делают эти трое: Веня, Саша и Олег.

    Так. Ещё машина “врагов” подъезжает к Управлению. Неужели опять никого ещё не убьют?

    Так. Новые подходят. (Я так долго не выдержу и крикну, как Станиславский: “Не верю!”)

    "Один за другим вошли сразу шесть человек, и когда входил последний, первый уже стоял, как врытый, приметив лежащего на полу, за столом, милиционера, без шапки, с разбитым лицом, в луже крови, с замотанным ртом…”.

    А объявлено ж Веней, что идут учения…

    Так. Теперь объявляют, что это захват и захватчиков, мол, двести и всё заминировано.

    Та-ак.

    Этак на мажоре, всё наверно, и кончится. С полным пониманием обречённости затеи. А какая могла быть затея? Парализовать милицию, и обиженное властью большинство… И в нескольких городах сразу. И в Москве…

    Хм. Какой-то график у них…

    А. Нет. Просто пересменка скоро.

    Всех, связанных, отпускают, здание поджигают.

    "Город белел, вяло проявлялся в кислом, больном утреннем свете.

    В жидком тумане выбредали навстречу дома, как некрасивые мороки, одетые в больничные пижамы.

    Саша чувствовал свое лицо, словно отмороженное, - онемели щеки, и нервные окончания ушли от затылка: если поджечь волосы - не заметит”.

    Авторский голос говорит об обречённости замысла.

    Так. Положили ещё группу из встреченного милицейского “козелка”. Теперь расстреляны шины пожарных машин, едущих тушить здание УВД.

    ""Город принадлежит нам, - тихо морщась, подумал Саша, давя на газ. - Это наш город…"

    Но внутри было ощущение, будто к празднику подарили большой короб, - а внутри короба ломаный картон, старый ботинок, объедки, остановившиеся часы, рамка из-под чего-то, ржавый гвоздь”.

    Всё известно, в общем, заранее.

    И только это написал… как они начали грабить магазин.

    "Взял яблоко по пути к кассе, откусил. Вкуса у яблока не было”.

    Встреча с ещё одним “козелком”. Граната. Шумовая.

    Так. К администрации губернаторской. (Сколько это будет продолжаться?)

    Хм. Они собираются тут оброняться…

    Саша выгоняет какого-то Безлетова из комнаты помощника губернатора… Хулиганят. На вопрос Безлетова Саше, в чём смысл – ответ:

    "- Смысл в том, чтобы знать, за что умереть”.

    Фраза красивая. Но я не думаю, что я б знал, о чём это, если всё читал сначала.

    "Россию питают души ее сыновей - ими она живет. Не праведниками живет, а проклятыми”.

    Хм. Вообще-то, понятно. По обкорнанному мною Феофану Затворнику: “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”.

    Миг – вот ценность жизни. Ницшеанская.

    Но “Грех” на год позже написан, и там – ницшеанство на коне…

    Правда, тут ницшеанец персонаж.

    Дочитаем, что ли?

    Ну что. Включили телевизор. Там сказали, что в Москве бунт не прошёл. В нескольких городах получился. – Собственно, то что я и ожидал.

    Здание окружено солдатами, танк есть. К зданию бежит упоминавшийся Позик (сантимент надо накатить). Позика подстрелили в ногу. Саша в отместку выкинул Безлетова из окна. Саша сел на подоконник. Взял нательный крестик в рот.

    Всё.

     

    Я ошибся. Гадость начала, сколько там я успел почитать, была скукой этого ужасного, ужасного, ужасного мира. Только Чехов доводил читателя до предвзрыва и оставлял. И вы сами доходили, если озаряло кого, до иномирия (не христианского, конечно). А тут…

    "Извлек нательный крестик, положил в рот. Сначала он холодил язык, потом стал теплым. А потом - пресным. В голове, странно единые, жили два ощущения: все скоро, вот-вот прекратится, и - ничего не кончится, так и будет дальше, только так”.

    Тут – образ этого нехристианского иномирия.

    Прилепин не изменил своему ницшеанству.

     

    В названии статьи мне пришлось точку сменить на вопросительный знак.

     

    Но необходимо объясниться.

    "На идеалах духовной мужественности, социальной и национальной справедливости будет построено традиционалистическое, иерархическое общество” (Википедия. Из программы национал-большевистской партии).

    Как и гитлеровская, национал-социалистическая партия, - на словах Гитлер обожал Ницше, - так любая подобная партия на практике оказывается не ницшеанской, а недоницшеанской. Ибо только принципиальный ницшеанец может исповедовать недостижительность своего идеала, иномирия, которое можно только помыслить (ибо это – что-то вроде Вневремённости; см. последние слова романа). Вот потому против нацболов и написан “Санькя”. И потому чутьё меня с самого начала не подвело.

    Но я ошибся там, вначале, что “Санькя” - произведение прикладного искусства. (А те, напоминаю, призваны усиливать знаемые переживания.)

    Очарование идеала нехристианского иномирия как-то язык не поворачивается назвать знаемым. Я о нём читал научные работы. Мне он – знаемый. Но не писателям. Хочется думать, что и Прилепину, хоть он и кончил филологический факультет в 1999 году, когда Ницше вполне могли уже и изучать... Особенно незнаемым Ницше может оказаться, если Прилепин специализировался на журналистике. Вполне мог и не проникнуться философией Ницше. Ну а я, кто меня знает, художественность понимаю, как след подсознательного идеала автора. Таким следом может быть и в подсознании родившийся образ Вневременья…- И. Мне “Санькя” представляется в итоге вещью художественной.

    27 октября 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339883  2017-11-07 11:40:10
Константин Бучельников
-

339885  2017-11-07 13:54:17
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На "...а я, кто меня знает, художественность понимаю, как след подсознательного идеала автора. Таким следом может быть и в подсознании родившийся образ Вневременья…

- И. Мне “Санькя” представляется в итоге вещью художественной..." //

- Какая же это всё-таки, - ГАДОСТЬ, эта ваша художественность...

339886  2017-11-07 19:24:10
Воложин
- На 339885 Лисинкеру бедному.

Она не моя, она всехная.

Посмотреть, что ли, награждали ль её… (Я и не поинтересовался, пока статью писал. Ведь я часто расхожусь с награждающими.)

3 премии (в Википедии написано). – Не разошёлся.

Недавно я писал комментарии на книгу Вёльфлина «Классическое искусство». Писал и боялся. Я ж взялся по своим меркам назначать или не назначать художественными произведения, которые прошли проверку временем – 500 лет! – Ничего. Я проверку, в общем, выдержал. Вернее, мои критерии (чтоб было ЧТО-ТО, невыразимое).

Но… Но… Ведь кроме лайков в писательских группвх – ничего более существенного. Должен признать, что мне по-прежнему, как и вас, не удаётся пробить общественность, чтоб эти мерки стали общепринятыми. – Читали-то, наверно, сотни людей, а лайков – единицы. Ну десятки. – Инерция велика.

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

02.11.2017
15:15

По поводу фильма "Союз-7".

    Нахожусь в положении, отдалённо похожем на положение Джанибекова и Савиных. Я ведь обычно зачем берусь писать? Чтоб объяснить себе и читателям моим, что мне . . .

31.10.2017
10:41

Почему я не верю Туманову.

    Речь в итоге о его неких свидетельствах о Высоцком. А пока – о себе, как инструменте обнаружения самообманов Туманова. Я должен был умереть. В год и два месяца. У . . .

30.10.2017
11:37

Мда.

    Вот я и посмотрел фильм, в котором есть ЧТО-ТО, а что это, я не понял. Редко, когда можно наткнуться на такой фильм. Вроде, реквием по иррационализму. “Послесловие” . . .

28.10.2017
09:54

Неужели я догматик?

    Уважаемый читатель мой! Тут главное слово “мой”. Потому что, кто меня уже читал, знает, что прочесть стоит. А новичка я отпугнуть могу. Потому что хочу начать с . . .

26.10.2017
09:55

На засыпку.

    Я смотрел дрянной сериал, а в нём всё звучало и звучало явно хорошее стихотворение. В конце оказалось, что оно Мандельштама. КАЛОША. Для резиновой калоши . . .

24.10.2017
18:43

Как ладонью разбить кирпич.

    Иногда мне кажется, что я в области искусствоведения научился кое-чему, чему десантники научаются. Хотя… Любое сравнение – хромает. С десантником – тоже. Я, . . .

22.10.2017
12:30

Читая теперь Василия Белова.

    Я читал Белова “Привычное дело” (1967) и как-то не понимал, есть у него пафос или нет. Есть что-то всё пронизывающее? И в том месте, где Катерина, жена Ивана . . .

22.10.2017
12:23

Не про Матильду.

    В пику http://gazeta-slovo.ru/kultura/3498-matilda-vtoraya-kazn-tsarya-chto-proiskhodit-v-nashej-kulture В чём я («Да кто ты такой!?») не согласен с Ливановым (в пределах своей осведомлённости – например, . . .

21.10.2017
13:39

Две манеры не читать чужих.

    Меня когда-то восхитил рассказ о каком-то племени тумбу-юмбу, в котором жрец поднимал молитвой солнце после ночи. Точнее, не это восхитило, а заявление, что . . .

19.10.2017
12:32

Щелчок мне по носу.

    У меня очень подозрительная для самого меня вера. Что будущее человечества – новый коммунизм. От старого отличающийся тем, что проакцентировано одно слово, в . . .

16.10.2017
15:35

Агашина.

    Неужели я не прав, что в оценке художественного нечто я руководствуюсь тем, появляется ли в моей душе ЧТО-ТО необъяснимое?   Что было, то было: закат заалел... Сама . . .

15.10.2017
19:10

Почему меня не волновал "Василий Тёркин".

    Я стесняюсь, что меня не волновал “Василий Тёркин”. Сам для себя я это теперь попробовал было объяснить отсутствием там недопонятного, таинственного. И что-то . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100