Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.08.2017 |
|
|||||||
08.08.2017 |
|
|||||||
29.07.2017 |
|
|||||||
25.07.2017 |
|
|||||||
23.07.2017 |
Нельзя себе доверять. (Продолжение)
|
|||||||
21.07.2017 |
|
|||||||
14.07.2017 |
|
|||||||
13.07.2017 |
Если нельзя, но очень хочется, то можно.
|
|||||||
10.07.2017 |
|
|||||||
30.06.2017 |
Окститесь! У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от такого стихотворения.
Я вспомнил, каково было нам с женой более 20 лет назад присутствовать на приёме присяги Украине студентами, обучившимся на спецкафедре института. Сын наш присягал. А на Украине с самого начала независимости пошло дело на конфронтацию с Россией. Сыну-то на всё плевать. А нам как? Смотреть на это… А жену ещё и попросили слово сказать от имени родителей… Бедная. Но она таки вставила какие-то слова, что против России ни-ни. И все – по-моему, все родители и преподаватели – были ей благодарны. И благо, мы с сыном теперь не живём в той стране (а жена – на том свете уже – и вовсе не знает, что там утворилось). Но каково там живущим!? Ведь как-то всё же принято подчиняться власти. А если кто не подчинился и против тех войну начала власть? Что делать? И обидно на неподчинившихся, и обидно на власть, начавшую войну. И надо защищать целостность страны, и нельзя ж в своих стрелять. Русские в русских! – В голову не помещается. И жизнь продолжается. И надо то, что не надо. Но то – жизнь. А что от себя (условность всё же) добавляет искусство, что меня, бесчувственного теперь, всё-таки пронимает? Жаль, но ответ даёт автор стихотворения (отрывок из спора об этом стихотворении): - Только ударение в слове унты, не наше - не сибирское (и смайлик-улыбку поставил). - А так и должно быть. Там многое в тексте специально неправильного, как неправильна эта война. Ну, в самом деле, что снилось: что "я умру”, или что "умер я”? И как это: "умер я, и мне приснилось”? Верно или не верно – применять украинское слово "мотузки” (верёвки) в русской речи так, будто это русское слово, а не варваризм? Нет большего несоответствия между спутавшимися верёвками и двумя берегами реки, а, тем не менее, это сравнивается с видом, будто всем ясно сходство. А какой абсурд для Украины словосочетание "изучай язык врага” (имея в виду русский язык, что и подтверждается его называнием в следующей строке), когда на Украине нет, наверно, человека, не знающего русского языка. Но этот абсурд – образ абсурда, мол, Россия – враг Украины. А следующая строка: "научись молчать по-русски” есть образ того состояния в обществе, когда абсурд абсурдом нельзя вслух называть, не поплатившись. Всё – навыворот. Но у меня вопрос: мыслимо ли так всё повывернуть сознательно? Нет, я знаю, что мы говорим (и пишем) фразами, а не словами. То есть этим управляет подсознание. Сознанию не надо приводить в соответствие падежи с падежами, посылки со следствиями, русские слова с русскими. Я имею в виду другое: можно ли считать все неправильности родившимися непосредственно от вдохновения, а то – от подсознательного идеала, который, если его не выразишь, сердце разорвётся, красно говоря. Слова Александра Кабанова (это он автор) про неправильности говорят, вроде бы, что всё он сознаёт (и потому я выше написал: “жаль”). И тогда это – по моим, экстремистским, понятиям – не есть произведение неприкладного искусства, которое представляет собою общение подсознания автора с подсознанием восприемника. Но это ведь только “вроде бы”. Вы же чувствуете ЧТО-ТО от этого стихотворения? Вы ж понимаете, что тут не агитка за ту или иную сторону. И что не чувство растерянности тут усиливается и тем – воспевается, как у плакальщиц, чтоб вызвать знаемое вообще-то переживание горя. Вы же чуете, что это таки стихи, а не ерунда. Чувство вкуса, если оно есть, каждому шепнёт, что это – прекрасные стихи. Но считайте, что я пишу не для тех, у кого есть вкус. Считайте, что у меня самого с ним плохо, раз меня тянет разбираться, и КАК это сделано, и, главное, ЗАЧЕМ ТАК сделано. А меня тянет. Ибо у меня всегда ещё дополнительная задача есть: определить, к какому типу идеала относится подсознательный идеал автора. По-моему, этих типов всего несколько на всю историю искусства. И они повторяются в веках, плавно превращаясь из одного в другой. (Ну такой вот я особенный. Заимствовал такое и с тем живу.) Поэтому я считаю себя вправе сравнивать разбираемую вещь с похожими произведениями других веков и народов. И кто ж ввёл повывернутость тел в скульптуру? – Микеланджело Буанаротти времени Позднего Возрождения. Разочаровался человек в идеале (Гармонии) Высокого Возрождения, отвратила его от себя безнравственная католическая церковь тех времён (аж Реформация тогда из-за того же началась, столетняя религиозная война) и окружающие люди, такой церкви соответствующие, его от себя отвратили. Вот он им и говорил своё “фэ” этой повывернутостью. Надеясь пробудить в них совесть. Немедленно. Тем больше надеясь (как малый ребёнок), чем сильнее думал на них повывернутостью подействовать. Как в другое время хрипом Высоцкий (вот-вот и взойдёт… солнце). Этот тип идеала я называю идеалом трагического героизма. Вот к нему похожесть и выводит стихотворение Александра Кабанова. Моя странность находит удовлетворение в такой деятельности. Более того, я надеюсь, что она любопытна и другим. Даже и имеющим вкус. 6 июня 2017 г.
|
|||||||
14.06.2017 |
33 "фэ" по поводу поединка: Проханов - Архангельский.
|
|||||||
05.06.2017 |
Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"
|
|||||||
31.05.2017 |
О лермонтовском плохом одном стихотворении.
|
|||||||
26.05.2017 |
|
|||||||
16.05.2017 |
|
|||||||
07.05.2017 |
Пляски вокруг подсознательного.
|
|||||||
07.05.2017 |
|
|||||||
01.05.2017 |
|
|||||||
25.04.2017 |
|
|||||||
20.04.2017 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"