TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.06.2024
18:15

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

13.06.2024
21:39

Меня пленяет трудность как таковая

    Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А . . .

09.06.2024
09:38

Смутность

     

    Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного.

    .

    Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве своих такой набор понятий, что получился уникальный букет.

    Только в самое последнее время нашёл почти единомышленницу – искусствоведа Екатерину Андрееву – в понимании ницшеанства как метафизического иномирия.

    И обладателями так понимаемого ницшеанского идеала совершенно неожиданно оказались – при разборе – Чехов, Чайковский и Левитан. (Что дико для многих.)

    Но вдруг я натыкаюсь на указание, что Пастернак их, всех троих, ввёл в одно стихотворение.

    Зима приближается

     

    Зима приближается. Сызнова

    Какой-нибудь угол медвежий

    Под слезы ребенка капризного

    Исчезнет в грязи непроезжей.

    .

    Домишки в озерах очутятся,

    Над ними закурятся трубы.

    В холодных объятьях распутицы

    Сойдутся к огню жизнелюбы.

    .

    Обители севера строгого,

    Накрытые небом, как крышей!

    На вас, захолустные логова,

    Написано: сим победиши.

    .

    Люблю вас, далекие пристани

    В провинции или деревне.

    Чем книга чернее и листанней,

    Тем прелесть ее задушевней.

    .

    Обозы тяжелые двигая,

    Раскинувши нив алфавиты,

    Вы с детства любимою книгою

    Как бы посредине открыты.

    .

    И вдруг она пишется заново

    Ближайшею первой метелью,

    Вся в росчерках полоза санного

    И белая, как рукоделье.

    .

    Октябрь серебристо-ореховый.

    Блеск заморозков оловянный.

    Осенние сумерки Чехова,

    Чайковского и Левитана.

    1943

    Я радуюсь, конечно, тороплюсь скорей посмотреть, как именно это сделано. И – ужас – это 1943 год. Война. А Пастернаку хоть бы хны.

    Может, он какими-то военными судьбами был заброшен в какую-то Тмутаракань?

    Нет. В Карачеве он был осенью 1943-го. Это между Брянском и Орлом, а не края "севера строгого”. Город был разрушен до основания, а не "Домишки… обители”. И была жаркая осень, "командировка писателей закончилась 10 сентября 1943 года” (https://dzen.ru/a/X5UpLJjldwSh5xDk), а не "Октябрь”. И в эвакуации он был в Чистополе, это около Казани. Он почти на севере был в поселке Всеволодо-Вильва в Пермском крае, но в 1916 году, "с середины января до конца июня” (https://permneft-portal.ru/newspaper/articles/permskiy-period-borisa-pasternaka/). Так он там нашёл себя, пишут. Как беспечного, пишут. Удрал от переосвидетельствования, грозившего мобилизацией, пусть и короче у него одна нога.

    На пароходе

     

    Был утренник. Сводило челюсти,

    И шелест листьев был как бред.

    Синее оперенья селезня

    Сверкал за Камою рассвет.

    .

    Гремели блюда у буфетчика.

    Лакей зевал, сочтя судки.

    В реке, на высоте подсвечника,

    Кишмя кишели светляки.

    .

    Они свисали ниткой искристой

    С прибрежных улиц. Било три.

    Лакей салфеткой тщился выскрести

    На бронзу всплывший стеарин.

    .

    Седой молвой, ползущей исстари,

    Ночной былиной камыша

    Под Пермь, на бризе, в быстром бисере

    Фонарной ряби Кама шла.

    .

    Волной захлебываясь, на волос

    От затопленья, за суда

    Ныряла и светильней плавала

    В лампаде камских вод звезда.

    .

    На пароходе пахло кушаньем

    И лаком цинковых белил.

    По Каме сумрак плыл с подслушанным,

    Не пророня ни всплеска, плыл.

    .

    Держа в руке бокал, вы суженным

    Зрачком следили за игрой

    Обмолвок, вившихся за ужином,

    Но вас не привлекал их рой.

    .

    Вы к былям звали собеседника,

    К волне до вас прошедших дней,

    Чтобы последнею отцединкой

    Последней капли кануть в ней.

    .

    Был утренник. Сводило челюсти,

    И шелест листьев был как бред.

    Синее оперенья селезня

    Сверкал за Камою рассвет.

    .

    И утро шло кровавой банею,

    Как нефть разлившейся зари,

    Гасить рожки в кают-компании

    И городские фонари.

    1916 г.

    Господи! Неужели это всё один и тот же Пастернак, влюблённый в миг! Собственно, в абы какой! – "Сводило челюсти” (спать хочется в "три” ночи), “бред” – это плохое. Но! "Синее оперенья селезня / Сверкал за Камою рассвет”!

    А в 43-м? – То же самое! – "угол медвежий” и масса тому подобного – это плохое. Но! – "Накрытые небом, как крышей!”

    Формула ж идеостиля импрессионизма какая? – Хвала абы какой жизни. Идёт 1916-й, идёт 1943-й, война, а… хороша любая жизнь. Даже любой её миг.

    И потому – в пику – кончается первое стихотворение тремя ницшеанцами, тоже исключительно относившимися к мигу. Но! Как к нестерпимому горю, что вот он, миг, НАВСЕГДА уходит и больше никогда не повторится. Что нестерпимо. Аж до неприятия всего Этого мира с его физикой, временем и изменчивостью. – Что ж вместо Него? – Иномирие!

    Так вот Пастернак так не согласен. Для него "сумерки” есть "Блеск оловянный”. А это – хвала абы какой жизни.

    То есть автор, пишущий о символизме и наведший меня на Пастернака, понял его с точностью до наоборот:

    ""Серебряный век”, “духовный ренессанс”, “греческое Возрождение”, “новый александрийский период”. Отметим: все эти выражения отмечены меланхолическим пассеизмом и осенне-сумеречным мироощущением. Очень точно в метафоре осени Б. Пастернак, соединив имена писателя, композитора и живописца, определил настроение современников: “Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана” (“Зима приближается...”, 1943)” (К. Г. Исупов. Блеск и нищета символизма. https://www.academia.edu/27138517).

    Символизм был таки не без трагизма. Но это потому, что его идеостиль описывается формулой, схожей с поговоркой: “Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься” в сверхбудушем с его Добром для всех.

    И потом. Серебряный век – это не только символизм, а и декадентство (Добро и Зло равны, ну и пусть), и акмеизм (над Добром и Злом). – Всё с трагедией. Потому и сумерки есть образ этого века.

    Исупов до всех этих тонкостей не доходит.

    1 июня 2023 г.

     

     

     

02.06.2024
17:52

Что бы это значило?

    Хочу вникнуть в психологию. Фрагмент. И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна . . .

29.05.2024
14:20

Молодцы* были американцы, когда издевались над собой

    Это было в 60-х годах, когда пошла вторая волна эры Потребления. Издевались художники поп-артисты. Кто хочет развитого обоснования этого заявления, смотрите . . .

28.05.2024
13:32

Буча

    Хоть Михалкову нельзя верить ни на полслова (обманет, если это ему нужно), но его несколько слов о Буче я решил принять на веру. Вот они: "Разве не по этому методу . . .

26.05.2024
15:08

Я волком бы выгрыз авангардизм

    Оттуда, где его нету… . Розалинда Краусс поманила меня миражом, что я не единственный, кто применяет теорию художественности по Выготскому (т.е., что произведения . . .

25.05.2024
23:04

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, . . .

24.05.2024
10:29

Искусствоведы – несчастные люди

    Это становится очевидным, когда после прочтения неисчислимого множества их текстов натыкаешься на один – настоящий. (И тогда возникает тихий вопрос: неужели те, . . .

22.05.2024
09:16

Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай

    Мои последние поиски первоисточников в недавнем прошлом нынешнего предательства России, прямого или потенциального, некоторыми представителями культуры . . .

01.05.2024
19:50

Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали

    Наказали его за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооружённых сил РФ на Украине. Я подумал: вдруг он прав, раз жалуется… – Стал проверять. Я . . .

30.04.2024
16:44

Антон Долин молодец и лукавец

    Молодец, потому что имеет вкус, лукавец, потому что уже в 2014-м был потенциальный враг России. Доказать то и другое довольно трудно. Потому что тонко. Я говорю . . .

11.04.2024
16:40

У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю

    Креативным классом они себя называют, и некоторые, хоть и тёмные (художественности по Выготскому не знают), но всё же… Антон Долин, один из таких (увы, не первый . . .

02.04.2024
21:44

Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой

    Вообще-то моё амплуа – открывать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор художественного произведения (т.е. произведения неприкладного искусства) . . .

24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100