TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде треков. Или, другой пример, их смерть – в виде конца трека. Там бывает взрыв-рождение из одной частицы других. Такую же картину можно представить и в искусствоведении: как идеал движется во времени, потом исчезает, породив из себя бутон треков, другие идеалы.

    Натурализм, изображающий мерзости в 19 веке, в конце своей жизни породил веер из четырёх экстремистских идеалов на границе 19 и 20 веков: символизм (Добро для всех в сверхбудущем, христианоподобный идеал), декадентство (нормальность Зла), сатанизм (радость от Зла и его торжества) и ницшеанство (над Добром и Злом).

    В 21 веке вероятность того, что какой-нибудь из этих четырёх сохранился у какого-нибудь художника в первозданном виде, в виде подсознательного идеала, мала. Хоть настоящий художник – надо это, наверно, признать – умеет выгнать идеал из сознания в подсознание, когда потребует поэта к священной жертве Аполлон.

    Фильм “Жила-была одна баба” (1987-2011) Андрея Смирнова, судя по тому, что как-то не впечатляет (пишу это вначале просмотра), наверно, вместо подсознательного идеала имеет осознаваемый – ницшеанство.

    Философский максимум ницшеанства – бегство из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, как бы достижимое возможностью дать его образ – видимо заставляет Смирнова в начале, до титров, дать непонятный испуг крадущегося куда-то волка под грозный удар целого симфонического оркестра – ЧТО-ТО, мол, словами невыразимое. Рок, наверно.

    Волк удирает под страшный шорох целого симфонического оркестра. Мирная панорама тихой зимней опушки леса прерывается, как отдалённым громом, опять ропотом того же оркестра.

    И реальный видеоряд сменяется ирреальным, каким-то утонувшим городом, оцепеневшим не только из-за воды, а и из-за парализованности какой-то жуткой звуковой субстанцией. Это не благая вода, спрятавшая град Китеж от полчищ Батыя. Там исчезновение было во благо, которое, по христианским воззрениям, настанет в сверхбудущем Царствия Божиего на небе для бесплотных душ, душ покаявшихся за грехи и прощённых. Может, и быстрее: когда будет свергнуто татаро-монгольское иго. А тут исчезновение другое, ницшеанское, в иномирие. – Почти мрак в храме. Святые лики в нимбах почти не видны. Христианская церковь попрана.

    А ведь, тем не менее, в 1983 году (за 4 года до начала работы над фильмом) передан РПЦ Данилов монастырь. Широко освещаются беззакония 30-50-х годов против Церкви, стало возрастать число приходов. К выходу фильма в прокат РПЦ стала чуть не властвующей, за оскорбление чувств верующих судят. – Всё равно. В Этом мире всё окончательно и бесповоротно плохо, как бы ни поворачивала История.

    И, видимо, вначале нам показывают конец, какое-то новое подобие Никоновской реформы, создавшее религиозную гражданскую войну в России. Но старообрядцы всё-таки повторили в XVIII веке описание истории с градом Китежем (в христианском духе). А Андрей Смирнов – при путинском повороте к госкапитализму (то есть к советскому лжесоциализму) – лишь утвердился в невозможности Добра на Этом свете и вознёсся над Добром и Злом. У него гражданская война в 1920 кончается не по-христиански погружением под воду.

    В киношном 1914-м ещё спорят крестьяне, правда или не правда, что приложишь голову к земле на берегу озера Светлояр – слышно, как града Китежа "колокола гудут”.

    А всё кругом всё хуже. С приходом советской власти (красные, даже внешне, каждый на особицу кривой) – ещё хуже. Но Варвара всё ещё говорит дочери, чтоб верила:

    - Мамань, за что нас Боженька не любить?

    - Грех какой! Энто кто ж тебе научил?

    - А то любить?

    - Страм, Палаха. Которые злые – не завидуй им, Палань. Боженька, он усё-усё видить. Сёдни отнял – завтра подасть. А сёдни подал, завтра отымить. А круг Него столько бед, верь. А народишшу…

    Как при лжесоциализме говорили, если что: ошибки в построении социализма.

    .

    Я писал вначале, что не трогают меня здешние страсти-мордасти, что творятся с Варварой. Но вот буквально мордуют народ советские, и смотреть это очень тяжело. Аж проверять хочется, не враньё ли. Нет. Не враньё:

    "Приказ Полномочной комиссии ВЦИК о начале проведения репрессивных мер против отдельных бандитов и укрывающих их семей

    N 171, г. Тамбов 11 июня 1921 г…

    …2. Селениям, в которых скрывается оружие, властью уполиткомиссии или райполиткомиссии объявлять приговор об изъятии заложников и расстреливать таковых в случае несдачи оружия” (Википедия).

    После расстрела Лебеды, последнего, кто люб был Варваре,

    взгляд её снят таким, что Бога для неё больше нет. Как и режиссёру.

    И потому естественно было назначить вдруг какой-то Всемирный Потоп, губящий всех. В смысле – от имени режиссёра – зачем мне Этот мир, если в нём принципиально нет победы Добра над Злом. И выживает – юродивый во всё-таки сохранившемся Этом мире. И не верьте вроде древнему стилю букв финальной надписи над гладью озера, что всё – опять по-христиански:

    Не верьте. Это сделано, чтоб не зарубили прокат фильма в стране, где считается, что Бог любит Россию. В СССР Андрей Смирнов имел волю ждать, когда зарубленные фильмы пропустят , а теперь ему почему-то так же поступать не захотелось. – Почему?

    Не потому ли что этот фильм сделан весь из головы. Ничто от подсознательного идеала. Ницшеанство у Смирнова осознаваемое. Он проиллюстрировал его своим фильмом. А то, что от сознания – как-то не так дорого.

    .

    Теперь я расскажу как я дошёл до смотрения этого фильма (когда-то не смотрел, так как думал, что это антисоветская агитка). Зачем смотреть произведение прикладного искусства, если оно призвано усиливать ненависть к тому, что называлось социализмом, пусть даже то им и не было. – Я прочёл хороший отзыв о нём Антона Долина.

    Нет, Долин либерал, а от либералов ждать объективности обычно не приходится. Но вдруг, подумалось.

    Смотрите, как хорошо пишет:

    "большевики в фильме не выведены как нечестивое воинство хана Батыя” [потом, правда, оказалось, что именно такими и выведены], “поразив… уровнем постановочного мастерства”, “важна… картина как таковая”, “смотрится… актуально и своевременно” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=6).

    Техника лично меня как раз не трогает. Я, правда, экстремист: считаю художественным только рождённое подсознательным идеалом автора. Так его я как раз и заподозрил в словах Долина:

    "…как беспомощен и жалок человек перед лицом Истории”.

    Аж История написана с большой буквы. Что думаю, если Долин написал История, а думает про Абсолют, про Вечность, предмет заботы ницшеанцев.

    Конечно, мало вероятия, что он так же, как и я, видит ницшеанский идеал философским. Но вдруг. И вдруг со Смирновым тот случай, что он сумел ницшеанство загнать в подсознание, когда, - как я уже писал, - потребовал поэта к священной жертве Аполлон.

    И я стал фильм смотреть и одновременно писать эту статью.

    Ошибся я в лучших надеждах на Долина. Просто фильм прикладной, точнее антисоветский, вот он его и хвалит. А не за ЧТО-ТО, словами невыразимое, что бывает у зрителя произведения неприкладного искусства, сделанного с вдохновением (с подсознательным идеалом).

    23 декабря 2021 г.

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100