Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.09.2021 |
|
03.09.2021 |
Естественным образом консенсус сословий невозможен Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) для возвращения к прежнему, спокойному состоянию, я подумал, что тогда же созданная “Сказка о рыбаке и рыбке” тоже встраивается в этот ряд, - ряд произведений-сомнений Пушкина в своём тогдашнем идеале консенсуса в сословном обществе. Что-то с частью людей неминуемо нехорошее происходит, и сами они и окружение без вмешательства чего-то необычного к обычности вернуться не могут. А ведь мечта была из обычности, без революции, эволюционно прийти к лучшему мироустройству. – Плохо, девушки. И не сказать, чтоб человеческая природа была плоха. Вон, старик – отличный парень, и ничто его не изменило. Зато со старухой смотрите, какая гадкая метаморфоза сделалась. Человеческой управы на неё не хватило, чтоб одёрнуть. Чтоб это выразить, пришлось Пушкину известный сюжет изменить. В немецкой сказке старик каждый раз подымается в социальном плане вместе со старухой, а у Пушкина наоборот. Он остаётся внизу социальной лестницы, и дистанция между ним и положением старухи только растёт. То есть немецкая имеет мораль: не замахивайся на выход из своего сословия. Это тоже своеобразный призыв к социальному консенсусу. Но основанный на консерватизме. А у Пушкина-то в идеале была эволюция. Какой-то подъём низов. Как Дуня в “Станционном смотрителе” вышла замуж за дворянина. И вот через 3 года, в сказке, всё наоборот: не эволюция к лучшему, а только хуже и хуже. Хорошо хоть, что кончилось благополучно. Так и то – нечеловеческим способом. 12 августа 2021 г.
|
02.09.2021 |
В бесконечности бредущий Бродский
|
01.09.2021 |
|
31.08.2021 |
|
30.08.2021 |
Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
28.08.2021 |
|
27.08.2021 |
|
25.08.2021 |
Зла не хватает (О Ян ван Эйке)
|
24.08.2021 |
В чём причина бледнописи Бруни
|
23.08.2021 |
Нецитируемость художественного смысла
|
22.08.2021 |
|
20.08.2021 |
Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)
|
19.08.2021 |
|
18.08.2021 |
|
17.08.2021 |
|
16.08.2021 |
|
15.08.2021 |
Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"