TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал:

    "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в 1955 году. Ставится комедия “Карнавальная ночь”, где недавнее прошлое не просто едко высмеивается, а буквально выбрасывается молодежью из культуры. Как будто эту мощную энергетику, только что бывшую страшной и очень опасной силой, просто выключили” (Александров. Эволюция дизайна. М., 2017. С.44).

    А ну, проверим.

    Игорь Ильинский, комик, приглашён на роль Огурцова, исполняющего обязанности директора Дома культуры. Начальника. Такое у него было раньше – осмеивать начальство? Смотрим. – Вообще-то, было: “Однажды летом”. 1936. Тоже комедия и начальник – председатель автомобильного клуба по имени Телескоп. “Волга-Волга”. 1938. Тоже комедия и тоже начальник – Иван Иванович Бывалов, начальник Управления мелкой кустарной промышленности в г. Мелководске. – Пролетел я?

    Огурцов, конечно, временно исполняющий обязанности. Просто, можно сказать, необходимость припёрла такого доходягу назначить. Но…

    Но вот его первая речь:

    "Товарища Телегина знаете? Передовой человек, верно? Член ЦК профсоюза, депутат горсовета. И на нашем новогоднем вечере в таком виде будет?

    Зачем нашим советским людям скрывать своё лицо?”.

    И он открыл своё лицо, и лучше б не открывал – такая похабная рожа.

    Причём он мог бы поднять маску со стола и на неё показать. Нет. Он же идиот. Он её надел ещё до приглашения секретаршей подчинённых к нему в кабинет. И кто-то аж испугался, войдя. Мы, зрители, ещё не понимаем, почему. Зато теперь нам это издевательство над дураком показывают с выдержкой. – Мы ж все за дураков считаем начальство. Я так точно так думал. Правда, через лет 10 после этого фильма, ибо пока я был студент. Мы целой компанией пошли смотреть комедию, чтобы ржать. И ржали, не понимая подковырки режиссёра.

    Через 8 лет после фильма, я был выдвинут на изрядно большую должность и ужаснулся нравам начальства, с которым вступил в тесное общение. И через месяц подал заявление об увольнении с этой должности. И поклялся больше никогда в начальники не идти. И выдержал этот зарок. Но мне так и не пришло в голову, что воспитал меня так, в частности, Рязанов, тайный враг советской власти и строя лжесоциализма (как до меня дошло совсем уже в наше теперешнее время).

    Взявшись поминутно искать едкость высмеивания, я сразу стал в тупик – надо ж этого Огурцова цитировать сплошь…

    "Товарищи, есть установка весело встретить Новый Год”.

    Централизм докатился? Или что-то такое бывало недавно, что нам, юнцам, видеть не привелось ещё?

    Товарищ Ромашкина всерьёз согласна с предложением Огурцова дать доклад на 40 минут, после выхода докладчика из сказочного терема после 12-го удара часов.

    А тенденциозный я думаю, не замах ли это на осмеивание всех нас, перед боем курантов в Москве по радио (телевизоров тогда в моём окружении не было) исправно слушавших речь генерального секретаря ЦК КПСС. По-моему, исправно мы слушали, если память мне не изменяет.

    Далее.

    "Секретарша Тося (вышедшим из кабинета, чтоб Огурцов мог без свидетелей по телефону с Телегиным говорить): Товарищи, через час лично Серафим Иванович будет знакомиться с номерами концерта”.

    Цензура.

    Через 20 лет жена куратора от КГБ по нашему НИИ рассказала мне, что её муж ходит на рок-концерты и даже вмешивается в репертуар по ходу… Ну, у него работа такая. А этот Огурцов ведь из-за перестраховки. Я представляю (кино я с тех пор не пересматривал и забыл его), как оттянется Рязанов на этом смотре.

    Так и есть. Но я больше к Огурцову не вернусь. С ним всё ясно.

    Не ясно, зачем было делать такими стеснительными влюблённого в Леночку Гришу и бухгалтера, неравнодушного к зав библиотекой… Неужели насмешка над общепринятым официальным пуританством…

    Гурченко (Леночку) Рязанов выбрал за смазливость, что вряд ли красота. Это над чем смех? А песню “Пять минут” – ницшеанская ценность мига, по противоположности являющегося образом такого Абсолюта, столь необходимого для ницшеанства, как Вечность. Миг – ценен, а всё остальное гори огнём.

    Если дать себе волю, то силовые акты по отношению к Огурцову, без которых невозможно веселье, это насмешка над нами всеми, кто надеялся, что власть сама поймёт несовместимость тоталитаризма и настоящего социализма, и изменится.

    А чтоб не застукали, начальник Телегин на балу оказывается очень лояльным к человечности.

    О. Идея. Над чем издевательство доклада о жизни на Марсе?

    Это было время прорыва СССР в постиндустриальную эпоху (освоение ядерной энергии и космоса). И вся страна отдавала предпочтение физикам перед лириками. Лично я к тому времени уже покупал солидные научно-популярные книги. Но у меня хранилась куча брошюрок серии “Научно-популярная библиотека солдата и матроса”. Это она меня заставила мечтать стать астрофизиком. Так вот над повсеместным порывом к знанию насмешкой Рязанова и является эпизод с докладом приглашённого Огурцовым типа из общества по распространению. Дальше именование не идёт.

    К чему ещё придраться? – К всерьёз поданному народу на бале, как бездонному кладезю талантов. Каждый что-то да умеет, что можно показать на сцене на высоком исполнительском уровне. Например, у библиотекарши, вроде, оперный голос. Из-за серьёзности подачи получается насмешка по сути. Тогда как через четверть века рухнувший Советский Союз продемонстрировал, что не может уровень управления быть ниже уровня культуры управляемых. Наступившй капитализм резко понизил уровень культуры масс, озабоченных тем как просто выжить. То есть, если по-хорошему, то и нечего было Рязанову в 56-м смеяться, по сути, над культурной отсталостью масс, показом невероятной высоты его культуры.

    Ну как? Сумел придраться? – Я б не придирался, если б и без Александрова (см. тут, тут и тут) давно уже не доказал бы сам себе, с удивлением от неожиданности, что Рязанов бесконечно разочарованный автор, вплоть до ницшеанской степени его подсознательного идеала, до желания убежать из Этого скучного-прескучного, безнадёжного мира хоть бы и в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. А такой идеал, раз проникнув в душу, в ней остаётся навсегда.

    31 декабря 2020 г.

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100