TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова.

    Чтение о футуризме у Смирнова (“Смысл как таковой”, 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я нахожусь в своём праве самодеятельного критика во времена, считаю, колоссального застоя искусствоведения из-за хотя бы одного: из-за практического игнорирования художественности по Выготскому.)

    Смирнов рассматривает общие и частные черты футуризма, достаточно всё же условные (заумь и др., в общем почти понятное), чтоб мне как-то смягчить свои-для-меня строгие правила, что такое в искусстве хорошо, а что такое плохо.

    Футуристы (в России) появились между двумя революциями, и их подсознательный идеал очень близкой революции (благой для всех в последнем итоге), вынуждал их в своих “текстах” пылать ненавистью и к предателям-мещанам, и к затихшим революционерам. Так пылать, что чуть не вон из искусства (условности) в жизнь (в скандалы) выпрыгивать.

    А как с разразившейся мировой войной? – Что она приближает революцию, футуристы знать не могли – политическое образование не такого уровня. А вот, что она не революция, было очевидно. И что им естественно было возненавидеть и её, мне представляется очевидным. (Но только для российских футуристов так, итальянские её, наоборот, прославляли {что, по-моему, осмеял Бурлюк}.)

    Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915.

    Смирнов же пишет как-то безыдейно о ещё одном выверте футуристов:

    "…поэзия… производила экспансию во внетекстовой ряд и синтетически захватывала смежные художественные формы. “Война и мир” Маяковского, где была введена нотная запись и “театрализовано” место действия, и поэма Асеева “Война”, в текст которой были вмонтированы прозаические вставки и музыкальные указания, — одно из доказательств этого процесса [процесса порыва к действенности искусства]".

    Какое переживание вызывают асеевские "музыкальные указания”?

    Первый случай.

    "Едут полководцы. Впереди Архангел Петр Великий на дородном рыжем коне, упершись рукою в колено. Горнисты играют поход. Дороги извиваются под копытами коней как змеи. Расступающиеся горы отражают звуки музыки и ржанье городов, бегущих по сторонам войск. Медленно”.

    (Я буду тенденциозен.)

    Хоть слова: "Горнисты играют поход”, - можно понимать бодро, но слова: "отражают” и "Медленно”, - как-то умеряют оптимизм.

    И он совсем умирает на следующей строке:

    "Трубы вздыхают”.

    Следующее музыкальное указание просто пессимистическое.

    "Флейта одиноко взлетает вверх”.

    Послушайте "Звук на флейте для театра во время того, как что-то произошло нехорошее” по адресу https://zvukipro.com/muzikalnie/284-zvuki-fleyty.html, чтоб вам, читатель, ясней представить, если вы не музыкант, то, что надеялся своим читателям “сказать” Асеев.

    Следующие слова про музыку нейтральны:

    "Города набегают и смешиваются с войском. Общее медленное движение вперед. Музыка”, -

    но работает память о недавнем миноре. Собственно стихи между этими “музыками” тоже какие-то неприятные.

    Чужое гремящее слово!

    Чужое суровое имя!

    Здесь, где кругозор не изломан,

    Все крючьями рвите кривыми.

    Следующее музыкальное указание:

    "Жители перепутались с солдатами. Установлены патрули. Общее упорное движение продолжается. Флейты визжат предостерегающе".

    То же.

    Следующее:

    "Мелодия повышается секвенциями. Их лестница достигает вершины гор”.

    То есть барабанные перепонки болят? Если б не условность – слова тут всё-таки – это было б выходом в жизнь. И вызвало б скандал.

    Следующее:

    "Крик флейты”.

    Следующее приотпустило с негативом:

    "В молчании блещут штыки проходящих солдат. Архангел поднял трубу, возвещая Рождество. Города застыли строениями. Шум, снег, предпраздничная суета”.

    Далее про музыкальные указания забыто. Есть звуки боя. Кончается смертью главного героя, поручика-патриота, и его охаивание штатским.

    Что ненависть двигала Асеевым в этих его вылазках в смежное искусство, доказано. От неё один шаг до большевистского лозунга: “ПРЕВРАТИТЬ ВОЙНУ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ В ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ”.

    31 августа 2020 г.

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100