Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.08.2018 |
Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?
|
|||||||||||||||||
05.08.2018 |
|
|||||||||||||||||
04.08.2018 |
|
|||||||||||||||||
03.08.2018 |
|
|||||||||||||||||
01.08.2018 |
|
|||||||||||||||||
31.07.2018 |
Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?
|
|||||||||||||||||
29.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
28.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
26.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
24.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
17.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
14.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
09.07.2018 |
Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.
|
|||||||||||||||||
01.07.2018 |
|
|||||||||||||||||
28.06.2018 |
|
|||||||||||||||||
27.06.2018 |
|
|||||||||||||||||
26.06.2018 |
Шило в мешке Шиле могут и утаить.
|
|||||||||||||||||
23.06.2018 |
Белиберда или обыкновенное барокко?
|
|||||||||||||||||
22.06.2018 |
Потуга. Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения. "Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии” (http://fb.ru/article/226439/po-m-ili-govorim-chto-takoe-rechitativ-v-muzyike). А речитация – это исполнение речитатива (Викисловарь). В музыкальной же энциклопедии на “Импрессионизм” написано: "…вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации” (http://endic.ru/enc_music/Impressionizm-2943.html). Как факт, вы именно это и слышите. Некую неорганизованность. Не полную, с явными повторами, но всё же. Это соотносится с мнением, что импрессионист вдохновлён идеалом абы какой жизни. Пусть и серой. – Пожалуйста, какое название: ориентирует не на мрак и не на ослепительность. "…избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия” (Муз. энциклопедия). И тут. Ничего не происходит, а не скучно. Как можно долго без мыслей смотреть на огонь или текущую реку, так можно следить, как лунный свет что освещает или оставляет не освещённым. В ссылке, которую предложил я, даётся изобразительная параллель. С драматизмом, с отбиванием Арлекином у Пьеро Коломбины. С горем Пьеро и сочувствием этому горю чуть не всего окружающего. В том числе и лунного света. И… с пошлым (?) счастливым концом: Коломбина вернулась, и они, счастливые, пошли… на Луну, которая за время действия из месяца превратилась в полную луну. На самом же деле, по впечатлению от собственно музыки, никакой драмы нет. А есть – гедонистическое отношение к жизни вообще. (Мне тут пришлось перефразировать музэнциклопедию: отказаться от “восторженно” и добавить “вообще”.) – Я ж провожу идею ценности абы какой жизни (что не общепринято, но я настаиваю). А вы, читатель, всё повторяйте и повторяйте звучание мелодии, пока это вот читаете. "…иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры” (Музэнциклопедия). Ну правда, нет же ни особой виртуозности, на впечатляющих аккордов. Всё среднее. И темп, и громкость… ""Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний…”” (Каратыгин. Музэнциклопедия). Как будто на лунную дорожку на воде смотришь. А на воде той крохотные волночки от слабых порывов ветерка. От которого листья колышутся, и их тёмные колеблющиеся силуэты видны на светящемся от луны влажном воздухе. Не туман, но и не полная ясность, вызывающая контрастность. Никаких крайностей! Можно остановить музыку.
Можно угадать, почему иллюстратор нарисовал сценки и комедии масок. Арлекин – он из Бергамо. А “Лунный свет” часть “Бергамасской сюиты”. Про неё неизвестно, почему она так названа. Но иллюстратор не задумывался: комедия – весело. А в сюите, если и привлечено весёлое, то для отталкивания к грустному. На музыку “Лунный свет” Верлен написал стихи с грустинкой. Вот один из вариантов перевода Сологубом:
Можно, собственно, и в иллюстрациях увидеть что-то нерадостное даже в самых счастливых моментах. – Вот Коломбина увлечена Арлекином и уходит с ним. Но такая мрачная туча висит над ними… Где-то о том говорит и социальный взгляд. Все революции XIX века в Западной Европе потерпели поражение. Но каждая всё больше освобождала буржуазию. Сперва среднюю, потом мелкую. И сам капитализм становился всё более переносимым. Бедность оставалась. Голодали иные создатели стиля импрессионизма. Но! Жить можно и абы как! И даже радоваться. Что-то вроде смеха сквозь слёзы. И даже тоньше. До невыразимости словами. Что заставляет уже заподозрить след подсознательного идеала этакой мизерности. И тогда вещь достойна названия художественной. А не просто с эстетической ценностью (ту может иметь даже иной камень).
Я это всё написал, чтоб возразить авторитету, которому грех и опасно возражать. Уж очень он пронзительно убедителен всегда. "…вместо музыки получилась у него мозаика… Характерно, впрочем, что… музыка Дебюсси и его школы — сама с небывалой смелостью разрывала эту временную ткань, заменяя ее сопоставлением отдельных, пленительно звучащих музыкальных сгустков, т. е. как раз и превращала музыку в мозаику. Музыка Дебюсси — прерывистая последовательность музыкальных метафор… не… из сплошной светящейся массы, а распадается на ряд параллельных молний, искусно, но все же искусственно связанных одна с другой” (Вейдле. Умирание искусства. https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/). Вейдле против аритмичности амелодичности. Для меня это образ абы какой, пусть самой мизерной, жизни. И я согласен ценить автора по его законам. Ну есть такая, мещанская, маленькая, жизнь. Почему надо – пока находишься под магией произведения – не отдаваться во власть автора? Ну у тебя, Вейдле, другой идеал (наверно, христианский, страстный, вопиющий против бед Этого мира и уповающий на великое – на бестелесное Царство Божие на небе). Но не думай, что такой (или подобно великий) идеал только и способен рождать искусство, а другие только умиранию его способствуют. Я понимаю. Он натерпелся. От большевиков, врагов христианского идеала. А те на научность уповали. И Вейдле в Просвещении видит убийцу искусства. И много что справедливо осудил за оскудение. – Но не надо ж и перегибать… 11 июня 2018 г.
|
|||||||||||||||||
21.06.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"