Телекомпания <Цивилизация> и
П Е Р В Ы
Й К А Н А Л
Представляют:
10 лет - 300 программ -
8 ТЭФИ
ЮБИЛЕЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ЦИКЛА
<ГЕНИИ
И ЗЛОДЕИ>
16 ноября
на Первом канале
В ноябре 1999 года в эфир Первого
канала вышла первая программа цикла <Гении и злодеи уходящей эпохи> производства
ТРК <Цивилизация>. Ее ведущим стал известный популяризатор науки,
действительный член Академии Естественных наук России Лев Николаевич Николаев, пришедший
на ЦТ еще в самом начале 70-х годов (за его плечами многие годы работы в
качестве шеф-редактора
легендарной передачи <Очевидное-невероятное>). К тому
же, 16 ноября, в день показа юбилейного
выпуска <Гениев и злодеев> у Льва Николаева день рождения.
10 лет для
просветительской научно-популярной телепрограммы в условиях современных эфирных
и внеэфирных реалий - целая эпоха. А если вспомнить о
том, что все это время <Гении и злодеи> почти ежегодно удостаивались главной
телевизионной премии страны (8 статуэток
ТЭФИ, не считая множества премий зарубежных телефестивалей),
можно сказать, что это еще и поистине блистательная эпоха.
Юбилейная программа
- это своего рода экскурс в славное прошлое цикла
<Гении и злодеи> и анонс захватывающих историй, которые еще предстоит
рассказать в новом сезоне. Зрители заново откроют для себя мореплавателя
Магеллана, архитектора Константина Мельникова, поэта Велимира
Хлебникова, художников Анри Матисса и Клода Моне,
французских романистов Ги де Мопассана и Оноре де Бальзака, юбиляра Антона Павловича
Чехова (ему исполняется 150 лет), великого кутюрье Кристиана Диора, культового режиссера Федерико
Феллини, певца Георга Отса, писателя Артура Хейли, ученого Георгия Гамова,
социолога Питирима Сорокина и многих других.
Изначально цикл был призван подвести черту под великими
свершениями и трагедиями ушедшего 20-го века, но после первых шести передач его
создатели приняли решение раздвинуть рассматриваемые хронорамки
и спектр затрагиваемых тем. И вот у автора цикла Льва Николаева, продюсера
Александра Митрошенкова и их коллег позади почти 300 эфиров цикла. При этом, кажется, что мы по-прежнему лишь прикоснулись к пониманию феномена
гениальности и злодейства в истории человеческой цивилизации
Какой бы из персон, какой бы из эпох ни была посвящена
очередная программа, она по-прежнему анализирует вместе со зрителями извечные вопросы Что такое гениальность и что такое злодейство? Только
ли великим гениям человечество обязано своим прогрессом? И что было бы, если бы
на судьбу разных эпох и разных народов не оказывали бы своего влияния великие
злодеи? Кого больше рождается - гениев или злодеев? Бывают ли коллективно
гениальные, коллективно злодейские или даже коллективно бездарные эпохи? И еще
один <неудобный> вопрос: как связаны между собой гениальность и злодейство и
насколько допустимо думать, что они могут дополнять
друг друга и не способны обойтись друг без друга?
<Гении и злодеи> рассказывают об ученых, просветителях,
писателях, художниках, музыкантах Многие из этих имен
на слуху и знакомы каждому со школы Другие были преданы забвению Но в любом
случае каждый рассказ в документальном цикле Льва Николаева - это абсолютно
новое прочтение жизни и свершений его героя, публикация ранее не известных
фактов, событий и версий. Это рассказ, пробуждающий у зрителя новый интерес
даже к <хрестоматийным> фигурам человеческой истории, что является классической
миссией просветительства.
Лев Николаев о
цикле
<Гениальность и злодейство нередко сочетаются в личности
одного человека. Ведь не зря говорят: что
бы ни делали ученые, в результате все равно получается оружие>.
<Мы позаимствовали название цикла у книги Симона Шноля <Гении и злодеи
российской науки>, в которой давалось прямое и очень конкретное прочтение этих
терминов, рассказывалось о тех, кто создавал и губил отечественную генетику.
Таким образом прямой смысл понятий <гениальность> и <злодейство> измеряется
мерой той пользы или того вреда, который наносили люди науке, культуре,
прогрессу в целом, человеческой цивилизации. Есть и более отвлеченные,
поэтические определения этих терминов, как, например, у Александра Сергеевича
Пушкина. Есть и такое, претендующее на афористичность определение: <Труд - это
то, что подлежит воспитанию и развитию, а гениальность дается Природой свыше>.
И я согласен с этим утверждением. Практически все великие ученые совершили свои
главные открытия в молодости, в возрасте 20-30 лет, когда еще не были умудрены
ни житейским, ни научным опытом. Воистину
гениальность - дар божий>.
<Мы выбираем героями наших программ в первую очередь тех
людей, о ком в состоянии рассказать
что-то новое, малоизвестное, неожиданное. Есть люди, бесспорно, великие, но
нам сложно что-то сказать о них свежее, интересное, а не из серии: <родился, трудился, был примерным
семьянином, конфликтов с властями не имел, почил>
<Всякий раз, когда мы
демонстрировали свои программы за рубежом для профессионалов научно-популярной документалистики из Англии, Франции, Штатов, те изумлялись высокому качеству российской
работы. Уж не говоря о том, что мы порой открывали им глаза на некоторые
малоизвестные факты из жизни и карьеры их же собственных ученых>.
<Современность, несмотря на всю свою фрагментарность,
сиюминутность людской известности, ничем не хуже любого другого времени,
рождавшего величайших гениев и злодеев.
Бездарных эпох не бывает, но великое видится
только на расстоянии>.
<Я думаю, что гениев и злодеев во все времена и в каждой
стране примерно поровну. Просто о гениях принято говорить громче, но деяния злодеев обычно говорят сами за себя>.