Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

18.06.2002
19:13

"КОНТУР" к старту готов

18.06.2002
19:12

Запуск "Горячей птицы" запланирован на 29 июля

18.06.2002
19:10

Итоги расследования причин аварии на Байконуре

18.06.2002
01:41

Комиссия установила причину обрушения МИКа на 112-й площадке

18.06.2002
01:39

Избран новый председатель Совета Европейского космического агентства

18.06.2002
01:37

Космический календарь. 18 июня

17.06.2002
20:32

Фатима Цаголова - Стихотворения

17.06.2002
19:37

120 лет со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971)

    Родился в семье певца Мариинского театра Ф. И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова. С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где "нитью Ариадны" стал энергичный, выразит, ритм. Первый балет Стравинского - "Жар-птица" (1910, Париж, балетмейстер М. М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения "Мир искусства", возглавлявшегося организатором Русских сезонов С. П. Дягилевым. "Жар-птица" отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии. Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете "Петрушка" (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, театр "Шатле", Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В муз. ткань балета вторгаются обороты уличных, "площадных" мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией. Стихия движения, рождащаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в "Весне священной" (1913, балетмейтер В. Ф. Нижински, Русский балет Дягилева, парижская Опера; в 1989 хореография Нижинского была реконструирована английский балетмейстер М. Ходсон и постановке в первоначальном оформлении Н. К. Рериха группой "Сити Сентер Джоффри эалле", Нью-Йорк). Партитура этого балета в значит, степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации муз. материала. При этом балет пронизан своеобразной плаcтикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Жёсткость гармонии при опоре на краткие мелодичные полевки-формулы, особая выразительность мелоса тембровых комплексов - всё это поставило перед хореографией нелёгкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластической выразительности.В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль рус. фольклорного начала, но в его трактовке наметились существ, сдвиги. Наиболее яркие соч., завершившие "русский период" творчества композитора, - пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская), "История солдата" (1918, Лозанна, режиссер Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата "Свадебка" (1923, Париж, балетмейстер Нижинская). Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. "Байка про Лису...", выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены (приём "нонперсонификации"). В "Истории солдата" - своеобразном отклике на события 1-й мировой войны - композитор нашёл иронически-пародийное освещение перипетий сюжета. Рус. нар. элемент в этой сказке сочетается с отражением новой бытовой музыки (танго, регтайм). "Свадебка" возрождает уходящий в глубь веков ритуал рус. свадебного обряда. В основу развития всех этих соч. положены короткие попевки, воспроизводящие мелодичность и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным. Станиславский ограничивается малыми составами оркестра, где ведущая роль принадлежит сочетаниям сольных тембров. Стихия игры, присущая искусству представления, сочетается здесь со строгой логикой конструктивного мышления, отмеченного предельной экономией средств.В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете "Пульчинелла" (1920 балетмейстер Л. Ф. Мясин, Русский! балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж. Б. Перголези, представшей в современной обработке. Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева Театр Сары Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера). В "Аполлоне Мусагете" композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, "самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий". В "Поцелуе феи" композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив "современное прочтение" ряда его мелодий.Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме "Персефона" (1934, Париж, режиссер и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж). Однако его вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин). Этот балет не опирается на какаой-либо конкретный композиторский стиль прошлого - в нём слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодичных линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского., давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур. Баланчина сближало с композитором стремление к классической завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым. Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетмейстер А. Долин, "Зигфелд тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки. В русле неоклассицизма написан бале г "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, "Балле сосайетн". Нью-Йорк). Последний балет "Агон" ("Состязания", 1957, балетмейстер Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике коипозиции).Музыка различных произв. Стравинского использована в балетах: "Пчёлы" (на "Фантастического скерцо", Парижская Опера, балетмейстер Л. Статс), "Песнь соловья" (на M\{. оперы "Соловей", 1920, балетмейстер Мясин, 1925, балетмейстер Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж), "Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетм. Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942, балетмейстер тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин; под названием "Контрасты", 1971, ''группа "Хореографические миниатюры", Ленинградский балетмейстер В. Якобсон), "Каприччио" (N47, Милан, балетмейстер Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта ре мажор для струнного оркестра, N51, "Нью-Йорк сити балле",. Дж. Роббинс), "Негритянский концерт" (на муз. Ebony con-certo, 1971, Ленинград, балетмейстер Якобсон); "Джаз-концерт" (на муз. Регтайма для 11 инструментов,), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на муз. "Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации" (1966), "Рубины" ("Каприччио") (2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Can-ticles" (1968), "Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра" (пять постановок - 1982, все балетмейстер Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");"Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963, балетмейстер Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры" ("Тройка", 1958; "Жар-птица", 1965; "Мёртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) - все балетмейстер Якобсон, труппа "Хореографические миниатюры"; "Конртный дуэт", "Симфония в 3 частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху", "Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер Баланчин).

    Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.443

    По материалам: http://encycl.yandex.ru
    www.russianculture.ru

    Подготовил
    Олег Любимов

Выскажите свое мнение на:

17.06.2002
18:02

Первый Международный Форум Русскоязычных Химиков-Аналитиков

17.06.2002
17:55

Подарочные книги от издательства "Александр ПРИНТ"

17.06.2002
17:48

Возвращение "Индевера" задерживается

17.06.2002
15:29

Юрий Крупнов "12 июня 2002 года (день от чего-то независимости)"

17.06.2002
14:18

"Буран" станет главной достопримечательностью фестиваля в Бахрейне

17.06.2002
14:17

Новости с космодрома Байконур

17.06.2002
14:16

Совет Федерации ратифицировал соглашение с Украиной

17.06.2002
13:50

18 июня 2002 года с 12 до 14 : Почему мы так верим в чертовщину?

17.06.2002
10:56

Членство в ВТО - это не путь к всеобщему благосостоянию

17.06.2002
10:51

"Нефтяные деньги губят и Россию" - новое в обозрении "Золотые прииски" Юлия Андреева

17.06.2002
01:03

Космический календарь. 17 июня

16.06.2002
18:35

Старт с морского космдрома

<< 2621|2622|2623|2624|2625|2626|2627|2628|2629|2630 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList