Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

05.06.2018
11:24

"Обожаю брезжущее." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

04.06.2018
22:12

Появилась первая в мире религия на базе блокчейна

04.06.2018
22:04

Российские ученые создали материал с рекордной температурой плавления

04.06.2018
21:00

Археологи раскрыли тайну постройки истуканов с острова Пасхи

    Гигантские 13-тонные каменные "шляпы", окрашенные в красный цвет, появились на головах истуканов на острове Пасхи благодаря примерно такой же системе настилов и строп, которыми европейцы пользовались для поднятия затонувших кораблей, заявляют ученые в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

    "Нам впервые удалось систематически использовать все возможные намеки и свидетельства того, как эти гигантские головные уборы могли оказаться на голове еще более тяжелых статуй. Все это стало возможным благодаря объединению методов археологии, физики и компьютерного моделирования", — заявил Карл Липо (Carl Lipo), антрополог из Университета Бингхэмтона (США).

    Смотрящие в вечность

    Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев, оставившая после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи, которые, как сегодня считают ученые, представляют собой обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова.

    Эта цивилизация фактически исчезла с лица острова Пасхи еще до прибытия туда европейцев, причинами чего считаются две вещи — истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

    Полное исчезновение культуры моаи и носителей ее языка не позволяет археологам решить одну из самых интересных тайн этого острова: как на головах некоторых истуканов, не тронутых вандалами и временем, появились гигантские каменные шляпы, так называемые пукао, чей вес нередко достигает полутора десятков тонн?

    Эту загадку дополнительно осложняет то, что сами истуканы и их "головные уборы" изготовлены из разных вулканических пород. Их залежи расположены фактически на диаметрально противоположных концах острова, удаленных друг от друга, а также от берегов, где установлены ныне существующие моаи, на десятки километров. Поэтому и доставка материалов к месту строительства истуканов, и их соединение были очень сложными задачами.

    Липо и его коллеги нашли ответ на этот вопрос, указывающий на достаточно большую "продвинутость" жителей острова Пасхи, анализируя артефакты, найденные в окрестностях истуканов и карьеров, где были добыты их "тела" и "шляпы", а также трехмерные модели самих статуй.

    Как рассказывает Липо, его команда обратила внимание на то, что манера транспортировки и самих статуй, и их головных уборов на столь большие расстояния должна была отражаться в том, какие повреждения присутствуют на их поверхности. К примеру, если бы статуи волокли по мягкому грунту или везли на "подпорках", то на их нижней части или на спине должны были остаться характерные царапины и потертости.

    С другой стороны, сами "постаменты" истуканов и окружающая их местность тоже должны сохранять в себе или следы обработки шляп и статуй, если их изготавливали на месте, или указывать на то, как именно первые оказывались на головах вторых. Проанализировав все возможные свидетельства подобного рода, археологи нашли ответ на эту загадку, не требующий массовых вырубок лесов и участия всего населения острова в постройке одной статуи.

    Архимеды Тихого океана

    Как заметили ученые, статуи были вырублены из породы таким образом, что они сами по себе выпрямлялись, если их наклоняли на небольшой угол. Это позволяло перемещать их "шажками", подобно тому, как обладатели холодильников или тяжелых тумб передвигают их на новое место. Подобное "выгуливание" истуканов позволяло жителям острова Пасхи двигать их на большие расстояния, не тратя никаких ресурсов, кроме собственных сил.

    Судя по рисунку царапин, шляпы статуй перемещались к месту их "сборки" в частично готовом виде, что позволяло древним художникам в буквальном смысле "катить" их со склона горы, где расположена каменоломня. Когда заготовка пукао доезжала до истукана, мастера доделывали ее и водружали на голову статуи, используя остроумную, но простую систему подъема.

    Она состояла из пологой горки, сложенной из песка и щебня, и веревки, которую древние жители острова Пасхи оборачивали вокруг шляпы истукана и привязывали к голове статуи. Вытягивая свободный конец, они постепенно поднимали десятитонный пукао к вершине горки, где шляпу поворачивали на бок и усаживали на основную часть монумента.

    В пользу этого, как отмечают Липо и его коллеги, говорит сразу много вещей — следы подобных горок у ряда упавших статуй, а также выемка необычной формы на "шляпе", не позволявшая ей соскальзывать с головы истуканов.

    Вдобавок ученые заметили, что все статуи изначально стояли не прямо, а были наклонены под определенным углом по отношению к поверхности Земли. Это позволяло древним мастерам закатывать пукао на голову моаи, не повреждая обе части статуи, и затем "выравнивать" готовый истукан, убрав несколько камней из заднего сегмента пьедестала.

    Все это, по словам ученых, говорит о том, что для успешного завершения монументальных "строек эпохи деспотизма" необязательно было иметь бесчисленные армии рабов и огромные ресурсы, как в Древнем Египте или Китае. Горстка жителей острова Пасхи смогла увековечить свое имя, используя собственный ум, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.

    По информации https://ria.ru/science/20180604/1521997227.html

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

04.06.2018
20:56

Тепловые данные, полученные миссией NEOWISE, раскрывают секреты астероидов

04.06.2018
20:51

НАСА выбирает миссию для изучения границы гелиосферы

04.06.2018
20:27

Зонд «Хаябуса-2» завершил разгон на пути к астероиду Рюгу

04.06.2018
20:24

Над Южной Африкой взорвался астероид

04.06.2018
20:21

Астрономы нашли систему из четырех затменных звезд

04.06.2018
18:32

291 Вечер "Русского переплёта" состоится 8 июня 2018 г.

04.06.2018
16:21

Ученые создали "нанопульсары", сжимая материю при помощи сверхкоротких импульсов лазерного света

04.06.2018
16:09

Физики из МФТИ и Японии раскрыли тайну исчезновения частиц и античастиц в графене

04.06.2018
16:04

Какое влияние на окружающую среду оказывает производство разных продуктов питания

04.06.2018
15:58

Новая технология 3D-печати позволяет создать почти идентичную копию объекта

04.06.2018
15:49

Слияние двух нейтронных звезд породило самую легкую черную дыру

04.06.2018
15:45

Квантовый компьютер становится ближе

04.06.2018
15:43

Ускоритель из пузырька

04.06.2018
15:41

Российскую многоразовую ракету-носитель испытают в 2022 году

04.06.2018
15:25

SpaceX отложила туристические полеты к Луне на год

04.06.2018
15:19

Установлены причины, по которым 7000 лет назад резко уменьшилось количество мужчин на Земле

<< 1051|1052|1053|1054|1055|1056|1057|1058|1059|1060 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList