Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

11.10.2003
11:31

Начистоту, семидесятые

11.10.2003
08:07

Какое кровяное давление было у Элизы Дулитл?

11.10.2003
00:32

Синьхуа официально сообщило о предстоящем полете китайского космонавта

11.10.2003
00:30

В Кремле вручены правительственные награды

11.10.2003
00:29

Франкфуртскую книжную ярмарку и МКС свяжет телемост

10.10.2003
15:07

Научная конференция "Фольклор и художественная культура" пройдет в Москве

10.10.2003
12:12

Кирилл Быховский в "Русском переплете"

10.10.2003
11:35

К 2010 году рынок мобильных платежей вырастет до 380 млрд долл.

10.10.2003
11:31

B 2003 году количество Bluetooth-устройств достигнет 70 млн шт.

10.10.2003
11:24

Intel, AMD и Apple испытывают встроенные системы водяного охлаждения процессоров

10.10.2003
07:57

Умеренная выпивка - метод профилактики диабета???

10.10.2003
00:32

Состоялось третье летное испытание "Спейс-Шип-Ван"

10.10.2003
00:30

Канада присоединилась к европейскому проекту "Галилео"

10.10.2003
00:28

"Энергия" готова строить дополнительные корабли для МКС

10.10.2003
00:26

Главы космических ведомств России и США встретятся в Москве 19 октября

10.10.2003
00:24

Возможно, что НАСА будет наблюдать за стартами "шаттлов" и ночью

09.10.2003
13:56

Приговор суда присяжных обжалованию не подлежит.

09.10.2003
13:49

Национальная политика

    N 31 (378) СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК Выходит

    Октябрь 2003 года с 1994 года

     

     

    "ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ¾ НАША

    ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА"

     

     

    В центре внимания межрегионального семинара-совещания руководителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации ¾

    проблемы межнациональных отношений

     

    ЕСТЬ ЛИ В РОСИИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА?

    Этот, как оказалось, непростой вопрос стал предметом обсуждения на состоявшемся в последних числах сентября в Сочи межрегиональном семинаре- совещании руководителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Организаторы совещания - Государственная Дума, администрация и Законодательное собрание Краснодарского края - обозначили его тему: "О законодательном обеспечении реализации государственной национальной политики". Представители более сорока субъектов Российской Федерации, ведущие законодатели и политики страны обсудили острые проблемы национальных взаимоотношений. Они искали пути и методы их разрешения, намечали основы будущей национальной политики.

    В работе семинара-совещания приняли участие Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, председатель Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Бекетов, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Никитин, депутаты Государственной Думы Каадыр Бичелдей, Сергей Будажапов, Рагиб Гимаев и другие.

     

     

    Национальный вопрос - мина,

    заложенная под фундамент государства,

    или стимул экономического и духовного развития?

    То, что национальные проблемы относятся к числу важнейших в России, давно и хорошо известно каждому. И потому ни у кого нет сомнений в том, что эти вопросы заслуживают самого пристального внимания законодателей, исполнительной власти и органов местного самоуправления. Краснодарский край стал своего рода лабораторией по регулированию и стабилизации миграционных процессов. Поэтому не случайно, что именно он был избран местом проведения семинара. Тем не менее, как признал, открывая семинар, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Никитин, столь широкое обсуждение проблем национальной политики с участием представителей федеральной и региональной власти проводится впервые за десять лет работы Государственной Думы. Это ко многому обязывает, отметил он.

    В выступлении председателя Законодательного собрания Краснодарского края Владимира Бекетова были раскрыты реальные сложности проблем межнациональных отношений на Кубани, где плотность населения составляет 66 человек на один квадратный километр. Как отметил докладчик, увеличивающийся с каждым годом миграционный поток переселенцев из Армении, Грузии, республик Северного Кавказа сопровождается нередко конфликтами на межнациональной почве. В них оказывается вовлеченным коренное население Кубани. Администрации края удается по мере возможностей удерживать стабильность, но дается это нелегко. Основными источниками национальных конфликтов остаются социальный и экономический факторы, отсутствие работы, падение жизненного уровня. Все это усугубляется миграционным процессом, который все труднее и труднее остановить. Поэтому мы учимся выживать и в этих условиях, стараясь сохранять национальное "равновесие", подчеркнул выступающий.

    Анализ деятельности краевой администрации по регулированию межнациональных отношений показывает, что повышение национальной толерантности населения прежде всего достигается за счет высокой динамики экономического развития, которая влияет на благосостояние людей всех национальностей. Администрации края это в большой мере удается делать за счет привлечения инвестиций. Кубань по объемам финансовых вложений в производство занимает третье место в России и первое в Южном федеральном округе. На ее долю приходится около 4 процентов всех инвестиций России и 41 процент инвестиций Южного федерального округа. В последние годы объем денежных поступлений на развитие экономики края растет. В 2002 году они составили 72,9 млрд. рублей. На территории зарегистрировано свыше 850 предприятий, работающих с привлечением иностранных инвестиций.

    Умелое использование экономического фактора создает предпосылки для стабилизации межнациональных отношений. С другой стороны, такая политика привлекает инвесторов, которые не боятся вкладывать деньги в экономику динамично развивающегося Краснодарского края. Суммарный накопленный объем иностранных инвестиций на его территории составляет 2,6 миллиарда долларов США. Наибольший объем средств приходится на иностранных инвесторов из Нидерландов, Швеции, Великобритании, США, Германии: в пищевую промышленность - 30,8 процента, транспорт - 27,4, связь - 19 процентов.

    - Национальный вопрос - это не только один из самых важных, но и один из самых сложных вопросов, которые приходится решать многим государствам, в том числе и в России, - сказал в своем выступлении Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев. - К великому сожалению, человечество с незапамятных времен заражено вирусом национализма, который приводит к большим потрясениям и многочисленным человеческим трагедиям. Во все времена передовые общественные силы вставали на борьбу с национализмом, противопоставляя ему идею равенства, взаимного уважения, терпимости друг к другу людей разных национальностей.

    И сегодня одним из безошибочных тестов на зрелость тех или иных общественных сил в России является их позиция по вопросу о межнациональных отношениях. К сожалению, отсутствие целостной и перспективной государственной национальной политики приводит к неудовлетворительному финансированию этого важного направления, что видно и по проекту бюджета на 2004 год. На цели реализации национальной политики не заложено ни копейки. По словам руководителя палаты парламента, многие депутаты вряд ли согласятся с подобного рода дискриминацией государственной национальной политики. В частности, Комитет по делам национальностей уже решил не поддерживать проект бюджета, пока не будут выделены средства на развитие и регулирование межнациональных отношений.

    Получается парадокс: государство как бы не замечает тех проблем, которые существуют. Разжечь межнациональную рознь в ряде наших регионов ничего не стоит, сказал далее Председатель Государственной Думы. Межнациональные конфликты чаще всего возникают, когда люди голодны, когда им негде себя реализовать. Тогда они начинают искать виноватого. Плохо бывает и армянину, и азербайджанцу, и грузину, и русскому в общей нищете, где всегда можно найти горючую смесь, способную зажечь пожар конфликта.

    Необходимо, подчеркнул Г.Селезнев, проводить четкую грань между здоровым патриотизмом, естественным чувством любви к своему народу, языку, культуре и воинствующим национализмом, который основан на идее превосходства какого-то одного народа над всеми остальными. И здесь я полностью поддерживаю Президента РФ В.Путина, который неоднократно заявлял о недопустимости разжигания националистических страстей и спекулирования на национальных чувствах, в том числе и в предвыборных целях. Все мы живем в одной стране, все мы - граждане своей страны и дети своего Отечества, и наш долг - заботиться о его благополучии, заключил глава палаты.

    Проблемам законодательного разрешения национальных проблем, миграции и этнического терроризма были посвящены доклады председателей законодательных собраний. Многие из них отмечали, что вопросы национальной политики сегодня, к сожалению, не считаются актуальными. В многонациональной стране, в которой не решены основные социально-экономические проблемы, это очень опасно: такие проблемы подобны не обезвреженной мине замедленного действия, говорили ораторы. Это было видно в разгоревшейся полемике между представителями республик Северного Кавказа, в частности, Республики Ингушетия и Северная Осетия.

    Советник председателя Народного собрания Республики Дагестан Гаджимагомед Османов бил тревогу по поводу растущего влияния ваххабизма на Кавказе. Ваххабизм - это идеология отторжения Кавказа от России, заявил он. Политизированный ислам активно внедряется в умы и души людей. Зарубежные фонды тратит на это огромные средства, особенно по сравнению с теми, которые выделяет наше государство на национальную политику. Объединять двадцать народов Дагестана и предохранять их от вирусов ваххабизма в таких условиях становится все сложнее, констатировал Г.Османов.

    Законодательный базис национальной политики

    В целом на семинаре состоялся откровенный и конструктивный разговор политиков, которые непосредственно сталкиваются с конкретными межнациональными противоречиями в своих регионах и понимают, что от того, насколько верно будет разрешен тот или иной конфликт, зависят жизни тысяч людей и национальная безопасность страны. Законодатели убеждены, что в межнациональном умиротворении важную роль могут и должны сыграть грамотные, умные закона. И такие законопроекты, заявил председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Никитин, уже разработаны. Это законопроекты "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации", "Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации", "О русском народе", "О национальных культурных автономиях", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов", "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" и другие. Эти документы, по его мнению, закладывают законодательную основу государственной национальной политики.

    Россия является не только федеративным, но и полиэтническим государством. Поэтому мы не должны упускать из виду вопросы развития национальных культур, сказал В.Никитин. Представители каждой нации, естественно, стремятся сохранить свои национальные особенности, язык, культуру, традиции быта. Проблемы культурных традиций приобретают иногда даже более актуальное звучание, чем экономический фактор. Особенность национальной культуры в том, что она - категория внегосударственная и экстерриториальная. Но для ее развития необходима поддержка государственных структур. Именно эти задачи должен разрешить, по его мнению, будущий закон "О национально-культурной автономии".

    Как показала практика, назрела необходимость вспомнить о концепции государственной национальной политики. Указом Президента РФ она была утверждена в 1996 году, но о ней фактически забыли, вспоминая лишь на конференциях, продолжил председатель Комитета Госдумы. Он предложил "переложить эту концепцию на законодательную основу", на язык права и закрепления на законодательном уровне основных направлений государственной политики в целом.

    По словам парламентария, нужны четкие ориентиры при создании правового механизма повседневной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в формировании межнациональных отношений. Такие, которые способны предупредить и предотвратить конфликты, обеспечить представителей всех наций равными правами. Именно эту цель, сообщил В.Никитин, преследует законопроект "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации". Являясь рамочным, он будет способствовать принятию подобных законов субъектами РФ и послужит делу формирования единого правового поля в сфере национальной политики, резюмировал законодатель.

    Много споров на семинаре возникло при обсуждении законопроекта "О русском народе", подготовленного к первому чтению Комитетом по делам национальностей. В ходе дискуссии отмечалось, что законопроект противоречив. Однако большинство выступающих склонялось к тому, что его принятие призвано восполнить один из пробелов отечественного законодательства. Речь идет об определении основ правового положения русского народа. Несмотря на то, что русские сыграли исторически главную роль в формировании и развитии отечественной государственности, самый многочисленный народ Российской Федерации длительное время не рассматривался в качестве объекта национальной политики. Термин "русский народ" отсутствует в Конституции РФ. Самопроизвольное определение его статуса ведет к парадоксам. Так, в уставах Краснодарского края русские и казаки рассматриваются как две отдельные нации. В Архангельской области русским противопоставляются поморы, в Магаданской - русские и коренные народности. Правительство Дагестана в свое время внесло предложение в правительство России признать на территории республики русский народ как национальное меньшинство

    В.Никитин считает, что необходимо более четко отработать терминологию, в частности ¾ что такое национальное меньшинство. Этот пробел в законодательстве может устранить, в случае одобрения законодателями и Президентом, законопроект "О национальных меньшинствах в Российской Федерации". Но работа над ним еще предстоит немалая. Знаковым является и законопроект о русском языке как государственном.

     

    Уполномоченный по правам народов

    Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей Раушан Канапьянова - одна из организаторов и инициаторов семинара-совещания. Благодаря усилиям ее и сотрудников аппарата Комитета Юрия Дубровина и Александра Никонова, начальника отдела по взаимодействию с субъектами Российской Федерации Аппарата Госдумы Валентины Адриановой, встреча в Сочи смогла состояться. Круглые сутки они работали в штабе, обеспечивая размещение и встречу делегаций со всех концов страны, от Камчатки до Ингушетии. Раушан Канапьянова, помимо организаторской работы, занимается научной деятельностью. В частности, на семинаре она выступила с комментариями к законопроекту "Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов в Российской Федерации".

    - Процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества требует создания правовых институтов, нацеленных на защиту не только прав граждан, но и этнических общностей, проживающих на территории России, считает Р.Канапьянова. - Практика подобных институтов имеется за рубежом. Например, в системе органов ОБСЕ создана должность Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Законопроект предлагает, учитывая особенности исторического и национального формирования российского государства и используя международный опыт, создать в системе органов государственной власти институт Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации. Это будет независимая публичная структура, нацеленная на осуществление парламентского контроля над тем, как осуществляется государственная защита прав народов Российской Федерации, право на социально-экономическое и национально-культурное развитие независимо от численности народов и наличия национально-государственных или национально-территориальных образований. Уполномоченный будет рассматривать "этнические жалобы" на действия государственных органов, нарушающих права народов, а также индивидуальные или коллективные права граждан в связи с ущемлением их прав по этническим причинам. Подобный институт, несомненно, сыграет стабилизирующую роль по предотвращению конфликтов в стране, создаст дополнительные гарантии защиты прав народов России на свободное развитие и формирование цивилизованных межнациональных отношений.

    Сегодня, продолжила Р.Канапьянова, многим понятно, что не все западные модели "плавильного котла" могут быть применены к нашей российской действительности. При любых условиях, наверное, остается главное ¾ что многонациональная Россия утверждалась исторически, соблюдая баланс взаимопроникновения и интеграции этносов, их культур, стержнем которых была российская государственность. Вот почему мы не можем рассматривать проблемы межэтнических отношений в узких рамках этнокультурного аспекта. В России национальный вопрос должен рассматривается гораздо шире. Государственная национальная политика у нас определяется прежде всего государством как составной частью национальной безопасности, приоритетное направление укрепления целостности российского федеративного государства.

     

     

    От Москвы до Оренбурга и далее

    Тема национальной политики сегодня актуальна "от Москвы до самых до окраин". Свидетельство этому - выступления представителей регионов. С проблемами урегулирования межнациональных конфликтов приходится сталкиваться не только на Северном Кавказе и в национальных автономиях. В Москве, Челябинске, Чите, Воронеже создаются специальные учреждения по работе с национальными общинами. Успешно решаются проблемы национальных взаимоотношений в Оренбургской области, которую многие считают эталоном деятельности властей в этой сфере. Как сообщил председатель Законодательного собрания Оренбургской области Юрий Трофимов, в области разработана модель региональной политики, принята программа национальной политики. Всю работу по ее реализации координирует комитет Законодательного собрания по вопросам местного самоуправления и национальной политики, а также комитет по межнациональным отношениям администрации области.

    Особое внимание мы уделяем общественным национальным организациям, поделился Ю.Трофимов. Проблема взаимодействия органов власти с национальными культурными автономиями и центрами рассматривается как одно из приоритетных в проведении национальной политики. В области функционирует свыше 70 национальных организаций, разработан механизм взаимодействия с ними. Успешно действует Совет по делам национальностей при главе администрации области В его состав, наряду с руководителями региональных автономий и национальных общественных объединений, входят депутаты Законодательного собрания, работники аппарата главы администрации, ученые. Совет разрабатывает мероприятия по предотвращению проявлений шовинизма, национализма, расизма, экстремизма, умышленных действий, направленных на разжигание межнациональной розни, проведение совместных культурно-просветительных мероприятий с целью укрепления дружбы между народами. Разработан механизм вовлечения представителей различных национальностей в местные органы власти. месте с тем представитель Оренбуржья отметил, что неконтролируемый миграционный процесс может негативно отразиться на этнополитической ситуации в регионе. За десять лет в область прибыло 200 тысяч мигрантов. Другой тревожный симптом неблагополучия - межконфессиональные противоречия. Все это, отметил Ю.Трофимов, также не укрепляет социальный мир в регионе. Он призвал срочно принять федеральный закон "Об основах государственной национальной политики".

    Среди благополучных регионов в отношении стабилизационной национальной политики была названа Кабардино-Балкария. Там создан благоприятной межнациональный климат, позволяющий плодотворно жить и работать различным по языку, менталитету и культуре народам - кабардинцам, балкарцам, русским и другим. Геннадий Селезнев, приводя эту республику в пример как образец цивилизованной национальной политики, отметил, что достижения в этом регионе достигнуты благодаря мудрой политике президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова.

     

     

    Нужна ли палата национальностей в Госдуме?

    На семинаре было высказано немало интересных мыслей по стабилизации национальных взаимоотношений. Предлагалось укрупнить федеральное министерство по делам национальностей, создать ряд специальных изданий, ввести в учебных заведениях курсы по этнологии и истории межкультурных диалогов и сотрудничества. Не остались незамеченными предложения по созданию в Государственной Думе палаты по делам национальностей, подобно той, которая существовала в Верховном Совете СССР. Прокомментировать эту инициативу наш корреспондент попросил Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева.

    - Я думаю, вряд ли мы можем создать палату по делам национальностей, - сказал он. - Но решать вопросы национальной политики мог бы один из заместителей председателя Госдумы, который бы отвечал и нес ответственность за реализацию национальной политики. Если у нас есть уполномоченный по правам человека, то вполне могут быть и уполномоченные по делам национальностей. С этим институтом я согласен.

    Участники семинара-совещания приняли обращение к Президенту РФ. В нем говорится, что никакие важные решения в политической, социальной, экономической областях невозможны без соблюдения интересов многонационального населения страны. В обращении указывается, что в России до сих пор не решены проблемы финансового бюджетного обеспечения национальной политики, не отрегулированы вопросы взаимоотношения государства и национальных общественных объединений, не созданы институты защиты прав народов России, не нашли своего отражения место и роль русского народа как опоры российской государственности и устойчивости межнациональных отношений.

    "Мы обращаемся к руководителям нашей страны, - говорится в обращении, - проявить политическую волю и определить приоритетные направления государственной национальной политики. Мы уверены, что при таком подходе к решению проблем национальной политики в выигрыше будет вся наша страна".

     

    ххх

     

    "Наша Конституция начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации". Эти торжественные слова исполнены глубокого смысла. Какие бы сложности ни возникали в межнациональных отношениях, образование и развитие России в качестве многонационального государства - это, бесспорно, историческое достижение, значение которого невозможно переоценить, - сказал, завершая семинар, Геннадий Селезнев. - Веками русский народ жил и живет бок о бок с другими народами, населяющими российскую землю. Люди разных национальностей ощущали и ощущают себя россиянами, гражданами общей для всех Родины, внося свой вклад в дальнейшее развитие нашего Отечества".



    Обозрение "Думская панорама"

Выскажите свое мнение на:

09.10.2003
13:15

Вторая часть романа Валерия Куклина "Истинная власть"

09.10.2003
07:37

Специалисты в области лечения ожирения с пренебрежением относятся к своим пациентам

<< 2451|2452|2453|2454|2455|2456|2457|2458|2459|2460 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList