TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря. Собственно, такое и невозможно в жизни. "Аббат едва стоял на ногах, — так он был потрясен, так билось у него сердце…”.

    Дальше описывается, как этот рассудочный аббат на свой лад объяснил себе свою вдруг-чувствительность. Он её привёл в соответствие с библейской “Книгой Руфи”. А там проводится идея железной необходимости воли Божией – чтоб родился царь Давид в итоге. Не любовь Руфи и Вооза. Мол, этой воле, – соединить пока ради потом, – Руфь и Вооза – нужно красивое природное обрамление. Вот и создано волшебство лунного света. – Не для любви мужчины и женщины. – Полная ерунда. Которая тем пронзительней “говорит”, что исключительности любви соответствует лунный свет.

    “Говорит” я взял в кавычки. Почему? Потому что это Мопассану подсказал подсознательный идеал исключительности. То есть для Мопассана взаимной любви в Этом мире, плохом-преплохом, нету. Есть животное хотение. Или притворство. Или миг преходящего счастья, который в “Лунном свете” и описан. А миг – образ иномирия ницшеанского. Подсознательного идеала совсем-совсем изверившегося в Этом мире автора.

    Как можно проверить такой неожиданный вывод?

    Я знал, что “Лунный свет” название сборника. Я открыл сборник. Первый рассказ – “Драгоценности”. – О том, как жена естественно и успешно изменяла мужу, получая от любовников драгоценности, мужу говоря, что это бижутерия. Что это не так, он узнал после её смерти, будучи в нужде, решив продать что-то из этой бижутерии. – Ничего. Он сжился с такими реалиями. А Мопассан, чувствуется по сухости рассказа, весь кипит от ненависти к Этому миру.

    То же и во втором рассказе “Дверь”.

    Дальше я и не стал читать. Всё ясно.

    До этого мне помнилось, что Мопассан – натуралист, к натурализму, собственно и пришедший, чтоб хлестать Этот плохой мир, хлестать – натурализмом.

    Так вот он доразочаровался. Что его подсознательный идеал вообще в метафизическое принципиально недостижимое иномирие унёсся. Радость которого в том, чтоб суметь дать образ его – исключительной тонкостью (в “Лунном свете”).

    Признаюсь, я догадался о роли тут исключительности из общих соображений о ницшеанстве. А должен был бы определить то же по странности: такой сухой тип, а как расчувствовался. Странность же – признак наличия подсознательного идеала.

    Возможно, я б и “правильно” пришёл бы к ницшеанству Мопассана, через осознание странности, если б я читал когда-нибудь “Книгу Руфь”, это воплощение железной закономерности фанатичной веры. А, не читая, обращение к ней воспринимается как ещё один шикарный (библейский по тону) эпитет наподобие такого (что аж с большой буквы написан):

    "Он [аббат] отворил дверь, но замер на пороге, пораженный Сказочным, невиданно ярким лунным светом”.

    Кстати, применение заглавной буквы ярче всего докажет, что никакой тут не натурализма стиль у Мопассана, а стиль экстремистский, ницшеанский.

    Живописным примером исключительности лунного света как образа иномирия может служить образ пасмурно дня, по-своему исключительного.

    Башкирцева. Осень. 1883.

    Не хуже, чем у Левитана, тоже ницшеанца. Его художником настроения называют. А я не согласен. Настроение ему нужно для исключительной тонкости, как образа иномирия.

    Эту Башкирцеву, я тоже вычислил. Она в 14 лет заболела чахоткой. И ей просто не было куда иначе деться, как в иномирие подсознательное. Сознание кричало ей, что она радуется всему-всему, что есть на свете. Когда сознание побеждало, она рисовала

    Башкирцева. Цветы. 1878.

    радостное, в котором трудно увидеть исключительность.

    Или легко?..

    12 августа 2020 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100