TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

     

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На людях же это не сказывалось, или мало сказывалось, или я не замечал.

    И каким-то естественным образом у меня сложилось мнение, что каждый человек должен не пускать себя быть творцом искусства – чтоб не засорять его. Очень рано я понял, что я не поэт, поэтому, хоть могу рифмовать при поддержании ритма, но это у меня идёт чисто от головы и трудно, и мне хватило интуиции понять, что это – не моё. Не так чётко, почему-то мне известно, почему я отказался от рисования, хоть рисовал лучше любого своего окружения. Меня даже в принципе брали в 4-й класс интерната при Академии художеств, но мама не хотела со мной расставаться так рано, а потом на меня повлиял одноклассник, сказавший, что художником надо быть или великим или никаким. На великость я точно не тянул – я не мог по памяти нарисовать человека (кроме Ленина в профиль), мне надо было очень много времени, чтоб нарисовать кого-то похожим. Я даже любительское живописание бросил. Как буриданов осёл. Я не знал, как мне рисовать видение, которое со мной случилось, когда я первый раз услышал (по радио) начало Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. Я увидел лампеджяйские сосны будто я лежу на спине. Каждый ствол – знаменитый аккорд знаменитой музыки. – Так это-то я изобразил – сосны сходились вершинами. А дальше – раздрай. И я хотел быть натуралистичным, как Шишкин, и мне хотелось, чтоб это как бы звучало, как у Чюрлёниса (я жил в городе, где была его галерея, и туда часто ходил). – Неразрешимая задача. Если б я её решил – стал бы великим человеком. И чувствовал, что не потяну. И вообще бросил живопись. Хоть недоконченная картина иных знакомых впечатляла.

    В общем, я родил жестокую сентенцию, что в искусство нельзя себя пускать, разве что, если иначе – чувствуешь – сердце лопнет. – Тогда можно.

    И с тех или не с тех пор, но считаю эстетическое и экстраординарное синонимами.

    А Ушаков (тот, что орфографический словарь создал) взялся, наоборот, выражать непритязательность как российскую ментальную черту пейзажами Подмосковья. Зная, что он любитель и не претендуя на мастерство. – Так мимо одного его пейзажа я б и на выставке не прошёл мимо. И не знаю, почему.

    Ушаков. Подмосковье. Юрьево. 1902. Бумага, акварель.

    Так потому, что общепринято, что Ушаков любитель, а я не учился технике живописи, и не мне б судить… Но мне хочется именно посудить, что тут любительское.

    Во-первых, эта белизна в траве на первом плане. Нет в средней полосе России травы, кроме одуванчика, с таким массивным пухом, чтоб он светился на солнце.

    Пампасы.

    На втором плане справа тоже не поле с конским щавелем,

    а просто неудачно обозначенная трава.

    Затем оттенок зелени одинаков (холодный) у травы первого плана слева и кустов второго плана справа.

    Впрочем, почти вся зелень на картине такого оттенка. Может, за то и обращает на себя внимание: противоречие холодного тона на земле тёплому тону на небе.

    И как-то воздушная перспектива не выражена (одинакового тона зелень третьего плана в центре и дальнего плана справа). И опять впрочем, не за то ли останавливает внимание?

    То же самое можно сказать о бурой земле слева вблизи и справа чуть подальше: одинаковыми красками написано.

    Зато небо – прелесть.

    В других его вещах я ни к чему придраться не могу, но они не останавливают моего внимания.

    2 августа 2022 г.

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, . . .

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100