TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту:

    "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что наступившей или даже ещё грядущей эпохи. Их тела всегда мощны, сильны, динамичны. Всякий раз они показаны в сложном ракурсе, позволяющем рельефнее показать их силу и гибкость. Кроме того, этот ракурс часто связан с тем, что женщины работают с новой индустриальной техникой. То есть они существуют с ней в органическом единстве, что снова возвращает нас к цели художника: показать новых женщин, представительниц нового времени, новой реальности” (Г.А.Соколов).

    Самохвалов не в обстановке неведения о появлении новых женщин выступил. (А я просто реализмом считаю чуяние художником того в социуме, чего ещё никто не увидел. Соцреализм в развитие просто реализма, получается, должен чуять то, что не абы какое, а прогрессивное – социалистическое-по-сталински. Им в 30-е годы в СССР считалось ускоренное построение социализма в отдельно взятой стране.)

    Этому ускоренному препятствовала условная правая оппозиция Рыкова-Бухарина-Томского:

    "Страна наша мужицкая, армия - мужицкая, на индустриализацию уйдут столетия” (https://archi.ru/almanac/91610/leonid-sabsovich-ili-kto-pridumal-obobschestvlenie-byta).

    Сталин был против и победил. А некий Сабсович ему помогал. Его книги выходили тиражами в десятки тысяч экземпляров. И Самохвалов не мог что-то из них не читать. Или не слышать. – А там было такое…

    "Число рабочих должно будет увеличиться за 10 лет примерно в 4,5 раза, т. е. дойдет примерно до 10 мил. человек в КРУПНОЙ промышленности… [т.е. и женщины]

    Если мы при этих новых заводах будем строить поселки социалистического типа, по типу обобществленного быта, если мы освободим женщину-работницу от забот о домашнем очаге, от забот о воспитании детей, - то мы сможем поставить рабочего в несравненно лучшие условия, чем это намечено сейчас…

    …все трудоспособные члены семьи рабочего также будут заняты па работе…

    Нужна еще культурная революция, – нужно совершенно переделать человека, а для этого необходимо совершенно изменить бытовые условия и формы существования человечества. Условия быта должны быть изменены прежде всего в том направлении, что должно быть уничтожено индивидуальное домашнее хозяйство, тот „домашний очаг", который всегда являлся и является источником рабства женщины. Произведенное выше исчисление того, какое количество трудящихся должно быть занято в различных отраслях общественного труда в 1942/43 г. приводит к выводу, что даже при весьма быстром поднятии производительности труда недостаток в рабочих руках может быть преодолен через 15 лет только при том условии, если все трудоспособные в возрасте от 21 до 49 лет – и мужчины и женщины – будут заняты общественно-обязательным трудом. Следовательно, полное освобождение женщины от домашнего рабства и уничтожение индивидуального домашнего хозяйства является не только задачей, которую желательно осуществить к концу генерального плана, но задачей положительное разрешение которой является неизбежной необходимостью одной из важных предпосылок возможности осуществления других основных задач генерального плана и прежде всего запроектированного развития производительных сил всего народного хозяйства” (Там же).

    То есть "новых женщин” Самохвалов сперва вычитал, а потом уж увидел живьём в Метрострое.

    В советское время бытовал такой анекдот:

    “- Что это такое? - Это левый уклон и правый уклон. - А посредине? - А посредине линия партии”.

    Партия взяла у троцкистов идею ускоренной индустриализации, выдала её за свою идею, а когда получалось что плохо, валила это на троцкистский уклон. С устранением индивидуального домашнего хозяйства получилось плохо. И ЦК в 1930 году отреагировал:

    "ЦК отмечает, что наряду с ростом движения за социалистический быт имеют место крайне необоснованные полуфантастические, а поэтому чрезвычайно вредные попытки отдельных товарищей “одним прыжком” перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта, которые коренятся, с одной стороны, в экономической и культурной отсталости страны, а с другой - в необходимости в данный момент сосредоточить максимум ресурсов на быстрейшей индустриализации страны, которая только и создает действительные материальные предпосылки для коренной переделки быта. К таким попыткам некоторых работников, скрывающих под "левой фразой" свою оппортунистическую сущность, относятся появившиеся за последнее время в печати проекты перепланировки существующих городов и постройки новых, исключительно за счет государства, с немедленным и полным обобществлением всех сторон быта трудящихся: питания, жилья, воспитания детей, с отделением их от родителей, с устранением бытовых связей членов семьи и административным запретом приготовления пищи и др.” (http://ussr.totalarch.com/work_restructuring_life).

    А Самохвалов как-то не уследил. И умом своим дал себе задание изобразить "новых женщин”. Он при таком замысле не мог не наделить их всех красивыми лицами.

    Самохвалов. Со сверлом. 1934.

    Самохвалов. У крана. 1934.

    Самохвалов. У бетоньерки. 1934.

    Самохвалов. Стакан молока. 1934.

    Самохвалов. Перед душем. 1934.

    Самохвалов. С лопатой. 1934.

    Самохвалов. Метростроевка, несущая лопаты. 1934.

    Самохвалов. Метростроевка, несущая арматуру. 1934.

    Самохвалов. Откатчицы. 1934.

    Самохвалов. У лебёдки. 1934.

    "Трудности акварели требуют от художника известной отваги, большого напряжения и выдержки. Необходимость управлять растекающейся краской, которая может ворваться потоком в соседнюю и погубить все дело, создает у художника известный подъем и чувство ответственности за каждое движение. В то же время консистенция краски требует быстроты решений.

    Это соответствует темпам и хорошо сливается с осуществляемым образом.

    Я остановился на акварели…

    Есть, правда, одна картина маслом "Метростроевка со сверлом", но она не такая "горячая", как графические наброски…

    Самохвалов. Метростроевка со сверлом. 1934.

    Самохвалов. У бетоньерки. 1934.

    Вот это, кажется, вторая маслом…” https://sergej-manit.livejournal.com/1133728.html).

    Самохвалов. Серия "Девушки Метростроя". 1934.

    К чему я всё веду? – Вот это "в сложном ракурсе”, оно, да, родом из подсознания, обслуживавшего замысел "новых женщин”. Что "женщины работают с новой индустриальной техникой” – это от сознания, что они все красивые – тоже от сознания, а ракурсы таки от подсознания. Но нет тут того странного, что было б следом подсознательного идеала истины, - истины, которую в принципе можно было б ждать при строительстве в самом деле нового общества, где женщины совершенно материально независимы ни от кого. Не повезло Самохвалову это угадать при общем невидении такой тенденции. Не было этого невидения:

    "Если экономические обстоятельства не благоприятствовали увеличению доли женщин в промышленности, то идеологические соображения заставляли власть проводить политику “трудового раскрепощения работниц”” (https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-otnosheniya-v-sovetskoy-promyshlennosti-v-1920-e-1930-e-gg).

    Наверно, нет ни одной области жизни, где б художник спровоцировал на что-то партийных деятелей в деле строительства социализма сталинского типа. Художник был обречён на иллюстрацию. И из околоискусства его произведение выводил только талант (порождение подсознанием показа "в сложном ракурсе”, как лучшем осуществлении замысла сознания). То есть соцреализм был обречён на создание произведений только прикладного искусства. Как обречено сочинение любовных песен.

    И как только тот же Самохвалов лишил портретируемую красоты (см. тут), правда, не в 1934 году, а в 1928, когда внизу было ещё не ясно, кто победил вверху, ему сразу счастье улыбнулось, и он создал произведение с участием подсознательного идеала. И им оказался идеал типа Высокого Возрождения (Гармония низкого и высокого).

    18 июля 2022 г.

     

     

     

     

     

     

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100