TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

     

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально выгнала за применение термина “подсознательное”, которое, мол, в психологии давно не применяется. (Я потом-потом наткнулся, что правильное слово “сверхсознательное”. И что мне было делать в обоих случаях: засесть на сколько-то месяцев и приняться заменять слова в каких-то тысячах статей? – Я – автоматом – поставил на каждый файл предупреждение, что у меня слово “подсознательный” неверное, но ни заменять я его в прежних местах, ни применять верное в будущем не буду. И на том успокоился.) Зато не успокоился со взглядом на разбор с точки зрения “есть ли текстовые следы подсознательного идеала”: стал заставлять себя в эту сторону сворачивать просто каждый раз. Надоесть могу, но рискую и продолжаю.

    И с этой точки зрения биографизм для меня выглядит негодным притворством выставить себя культурным, когда настоящей культуры нет.

    И вот я натыкаюсь, кажется, на случай, когда биографизм мне может помочь. “Кажется” я написал потому, что мне так забрезжило. А когда забрезжило, я обычно и начинаю писать: чтоб процессы осознания и написания совпадали.

    Эта поэтесса единственная, кто разыскал меня, чтоб увидеть лично и поговорить вживую. И я вынуждено вступил с нею в личное общение, чего обычно избегаю, чтоб быть свободным в разборах. Она потом всё равно изгнала меня из фейсбушных друзей, когда я ей публично предложил покаяться за то, что она вступила в “Мемориал”.

    "В декабре 2021 года российские власти ликвидировали российские юридические лица “Международного Мемориала” и Правозащитного центра “Мемориал”. Представители организаций сообщили, что обе организации продолжат свою работу без юридических лиц” (Википедия).

    Я ей предложил покаяться за много лет до того.

    И вот я сегодня натыкаюсь на её, Ильницкой, стихотворение 1988 года:

     

    Не хочу` Не бу`ду. Не услы`у. 3

    Ви`жу 1

    на Луне`сиди`т соба`а. 3

    Во`ю. 1

    Потому` что я зары`та под Лунно`ю. 3

    Обо мне` шумят солда`ты в артполку`. 3

    Строю и`з себя кове`р самоле`тный. 3

    Чтобы сы`ну подари`ть — после жи`зни. 3

    Чтобы о`н не стал ар`тиллери`стом. 3

    Улете`л чтобы туда`, где нет в поми`не 3

    ни око`пов, ни снаря`дов, ни отва`ги — 3

    только ма`ма, только бо`ль ее о сы`не, 3

    только ма`ма... 1

    Р. S.

    В прошлой жи`зни я была`

    зенитной пу`шкой, 3

    ни оди`н не пропусти`ла самоле`т, 3

    где в прице`л глядели сле`по вражьи де`ти… 3

    Потому` люблю ковры` в бездонном не`бе. 3

    Нич-чего не понимаю. В том числе и эстетической ценности. Есть только две ощутимые рифмы: Вою – Луною и помине – сыне. Верлибр, похоже. (Число ударений приписываю в стих справа.) Верлибр как таковой выражает свободу.

    Здесь явно выражает раздрай душевный. В 1988-м нарастала угроза гражданской войны*. А она противопоставляет ей такую общечеловеческую ценность, как пацифизм. (Я-то быстро понял, что под видом общечеловеческих ценностей протаскивают западные.) В данном случае стихийно исполняется методичка по цветным революциям Шарпа: пока армия и власть сильны, надо быть против насилия. В 1988-м ещё были сильны.

    Что пацифизму соответствует?

    "Вражьи дети” это немецкие лётчики в ВОВ. Оболваненные – "глядели слепо”. Их сбивание теперь вызывает жалость и желание, чтоб вместо военных самолётов в небе летали "ковры”-самолёты.

    В 1988-м ей 37 лет. И не кончена ещё Афганская война. Если у неё есть сын, он вскоре на неё пойдёт, если нет, она может вжиться в соседей. Она не хочет войны ("Чтобы он стал артиллеристом”). Чтоб он что-то в небе сбивал – там-де одни мирные ковры-самолёты в будущем, "после жизни” её. Но страшнее – угроза гражданской войны. Чёрт знает, на какой стороне будут соседи. Отсюда общее настроение раздрая.

    И мне вдруг стало ясно, почему из-за специальной военной операции на Украине удрали Пугачёвы и Галкины и иже с ними. Это ж как я в 2014 радовался, что судьба меня спасла от возвращения на Украину. Я ж себя презирал бы за необходимость молчать. Мне – молчать! Когда я даже в СССР не молчал. Но в СССР не было фашизма. – Я ж, вернись я на Украину, не знал бы, как мне себя вести с соседом по лестничной клетке, большим чином милицейским. Милиция ж обеспечила сжигания 48 одесситов 2 мая 2014 года. Пусть я вряд ли б активничал против украинской власти. Но… КАК мне было б неуютно смотреть в глаза людям, зная, что надо избежать толков о политике.

    Стихотворение хорошо выражает раздрай. И я б не смог сделать никакой его оценки, не будь я с автором в личных отношениях когда-то.

    Подсознательный ли идеал её вдохновлял? Думаю, нет. Она глубоко прозападный человек с ценностью вседозволенности, раз так точно выбрала верлибр, "занявший довольно широкую нишу в западной, в частности — англоязычной, поэзии XX века” (Википедия).

    Признаки экстремизма для меня у неё проявились позже (см. тут, тут и тут). И уж он был подсознательным.

    Хотя…

    Неприятие преходящести индивидуальной жизни уже в 1988-м отдаёт ницшеанством:

     

    Дымков горчащий шепоток,

    Мигренью схваченный висок…

    Боль листопадов мне знакома.

    Я лист, оторванный от дома.

    Здесь, у чужой ограды сада,

    октябрь – пастух и зверолов –

    вгоняет лиственное стадо

    в озноб костров.

     

    13 июня 2022 г.

    *- Не было в 1988-м угрозы гражданской войны.

    - Просто факты:

    "23 ноября грузинские националистические движения попытались провести митинг в столице автономной области — городе Цхинвали, для чего из разных районов Грузии сюда прибыли до 50 тысяч человек. Однако грузинская колонна была остановлена у въезда в Цхинвали и после 2 суток противостояния была вынуждена повернуть обратно. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые активно вмешались внутренние войска МВД СССР…

    …столкновения резко активизировались, началась блокада автономии. Более 10 тысяч человек бежали из Южной Осетии в Северную (еще около 30 тысяч осетин покинули внутренние районы Грузии)” (https://military.wikireading.ru/14446).

    “1985

    12 января

    в г. Душанбе (Таджикская ССР) около кинотеатра вспыхнула драка между группой таджиков и “лицом некоренной национальности”. Подогреваемая националистическими выкриками, толпа организовала массовое избиение русских, отлавливаемых в районе кинотеатра. С обеих сторон в потасовках участвовали до 700 чел.

    Май

    драки между русской и местной молодежью в г. Рига (Латвийская ССР). В конце года драка в г. Тарту (Эстонская ССР).

    1986

    Март

    столкновения на межнациональной почве между группами русской молодёжи и студентами-якутами Якутского госуниверситета. Первое имело место на Тёплом озере, затем конфликт охватил весь город и продлился 3 суток…

    17-19 декабря

    декабрьские события Казахской ССР (“желтоксан”): массовые беспорядки на улицах г. Алма-Ата после снятия с поста 1-го секретаря ЦК местной КП Д.А. Кунаева и назначения Г.В. Колбина, русского по национальности, не имевшего до того никакого отношения к республике. Организованы при содействии партийных структур. Выброшены лозунги самоопределения ССР (в т.ч. “казахскому народу — казахского лидера”), против “русского великодержавного шовинизма”, предпринята попытка штурма здания ЦК. В результате вмешательства войск и милиции убито 2, за помощью в медучреждения обратились свыше 1000 чел., 235 госпитализированы. Более 2000 демонстрантов задержаны. Волнения также отмечались в гг. Джезказган, Павлодар, Караганда, Талды-Курган, Аркалык, Кокчетав, Чимкент, но там обошлось только задержанными.” (https://afanarizm.livejournal.com/194601.html).

    Я прекратил дальнейшшее цитирование, ибо стало скучно.

    14.06.2022.

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100