TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

     

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я вижу, что Мыльников с тех пор, как усомнился в Справедливости как универсальной ценности ("Изобилие” 1955), не только впал в пробуддизм, но и то и дело взрывается против обмана вокруг Справедливости (“Пробуждение”, 1957, Занавес Кремлёвского дворца съездов, 1961, "Прощание”, 1975). – Психологически это можно принять: не так уж сильно владеет его подсознанием идеал пробуддизма, и то и дело уступает возмутившейся активности души. Догма звучит иначе: что идеал – это сильное явление, сопротивляется своему исчезновению и замене. Но я ж не догматик.

    Итак, что преподнесёт Кудреватый?

    "Для другого типа пейзажей Мыльникова характерен более динамичный, напряженный модус. Он достигается в тех случаях, когда художник применяет особый тип композиции — так называемый “букет”, “веер” или “взрыв”. Основание, из которого вырастает подобная структура, чаще всего имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность линий стволов деревьев. Скосы, срезы угла картины этими линиям могут быть весьма разнообразны: от незначительных, захватывающих лишь самый край полотна, до почти совпадающих с диагональю. Это, например, “Пейзаж” (1970), “У озера” (1974), “На берегу” (1974)”.

    Мыльников. Пейзаж. 1970.

    Мыльников. У озера. 1974.

    Мыльников. На берегу. 1974.

    Ну, во-первых, “У озера” мало чем отличается от картины “Светлый день”, 1975 (см. тут). То же истаивание лица и не только: тонких веток, дальнего леса, - та же индифферентность поверхности воды по отношению к тому, что полагается ж отражать берега. Та же задумчивость и малочувствие. Совершенно не ощущается взрыв в том или ином наклоне всех деревьев справа вправо и в наклоне почти всех деревьев слева влево. (Это уже не первый раз я не чувствую того, что пишет, что чувствует Кудреватый. Я подозреваю, что над ним довлеет иногда дурной формализм – натягивать знакоподобное на композицию.)

    Не чувствуется взрыва* и в картине “На берегу”. А вот ветер (выстроились мазки сверху слева вправо вниз там, где зелень) есть. Порыв, что ли, местный? Потому что гладь воды остаётся неколебимо ровной. Но главное – прямо мраморность совсем раздевшейся женщины. – Воплощённое бесчувствие к ветру. Что навевает всё же тот же пробуддизм.

    Остаётся порыв ветра в “Пейзаже”. Он выражен ивоподобными ветвями. И опять никакого ощущения взрыва. Белый и тёмный чахлые вертикальные стволы слева и справа картины взрыву противостоят. Можно думать, что и строго вертикальная фигура человека тоже выражает бесчувственность к ветру, как – гораздо лучше – выражает это мраморность женщины в картине “На берегу”.

    Чего я не понимаю, это белизны в небе слева у горизонта. Вряд ли тучи заволокли всё небо, и только там остался разрыв. Скорее это незаконченность работы. Правда, её очень дорого продали – за 610 тыс. руб. Но зато в этом же месте это названо этюдом. А этюду запросто быть неоконченным.

    В общем, увы, формалистские потуги Кудреватого опять навели меня на сомнения.

    6 июня 2022 г.

    *- Зато чувствуется врыв тут. Как мажорный аккорд. И “Основание, из которого вырастает подобная структура, <…> имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность”. И сам остров выпуклый, и солнечные пятна в тени нарочито вытянуты в одинаковые линии и радиально направлены: в центре – на зрителя (сверху вниз), справа – на “юго-юго-восток”.

    Мыльников. Островочка. 1996.

    - Зато всё остановилось в небе и в воде. И фигуры истаяли – еле видны. И как бы слышишь тишину. И ощущаешь уравновешенность из-за симметрии кругообразности в кронах, в пруду.

    8.06.2022.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100