TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг".

    Тут я плясать стану от такой цитаты:

    "…его [производственного искусства] пролетарский характер и новизна поставленных задач были первоначально скорее риторическими жестами с целью закрепления на культурном фронте в новых исторических условиях, чем действительно революционным шагом в новую эпоху” (Кукуй. https://www.academia.edu/6107181/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%8C_%D0%B2_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0?email_work_card=title).

    И нагло, не вникая, что понимал Кукуй под революционным шагом в новую эпоху, предложу своё видение – коммунизма. Которое, мол, должно было – в порядке предвидения и в качестве подсознательного идеала гармонии низкого и высокого (кто был никем, тот станет всем – аристократом духа) – должно было проявиться в произведениях неприкладного (а не производственного) искусства. А коммунизм я понимаю как жизнь в неприкладном искусстве, которое наиболее тонко и глубоко испытывает сокровенное мироотношение. А НЕ как труд, который первая потребность. Трудиться будут роботы и искусственный интеллект. – С такой точки зрения производственничество – подрыв революционного шага в новую эпоху.

    Если это не демагогия.

    Ибо важна была техническая и военная модернизация, чтоб выжить в неминуемой войне капитализма против альтернативного строя, лжесоциализма.

    Но без этой пусть и демагогии терялась перспектива (что и привело к реставрации капитализма в итоге). А перед этим – к утрате так называемой мягкой силы, привлекательности общественного строя (при забвении гарантированности удовлетворения права на труд).

    А ведь уже в 1925 году Выготский сделал открытие, что такое художественность – следы подсознательного идеала в виде странностей для своего времени “текста”, но из опасения быть репрессированным за идеализм он книгу свою не издал.

    Это именно открытие. Объективное. Художники всех времён и народов инстинктивно именно по закону Выготского и действовали, когда создавали произведения неприкладного искусства. А тонкость этого закона – подсознательный характер идеала, обеспечивающего вдохновение. Такой идеал не дан сознанию. Сознанию дано только эстетическое качество – стремление к органичности, т.е., чтоб в каждом элементе было выражение осознаваемой идеи. Этот процесс сопровождался и подсознательными актами, но обслуживающими осознаваемый замысел. Они, некоторые, тоже не даны сознанию и неожиданны для самого автора. Тем надёжнее среди них скрываются от сознания непреднамеренные (странные для своего времени) элементы, выражающие иной идеал – подсознательный, отличающийся от осознаваемой идеи.

    Производственничество было наследником футуризма. У тех осознаваемой идеей был прогресс скорее материальный, чем духовный (в пику символизму). Выражению чего служило "самовитое слово” (Кукуй. Там же) в литературе. Но в прогрессе был неосознаваемый футуристами изъян. И подсознательный идеал беспроблемного прогресса заставлял иные самовитые слова доводить до неприятия их публикой, зато принимаемых с санкции подсознательного идеала беспроблемного прогресса в качестве как бы закушенной губы, чтоб побудить переступить через изъян прогресса во имя всё равно хвалы ему.

    Сами истинные художники-футуристы не замечали различия в самовитости слов, но странность некоторых слов била по слуху. Публика доходила до скандала.

    И тут была опасность от неосознаваемости подсознательного идеала. Можно было скатиться до выпендривания осознаваемого. Без глубины.

    И эта тенденция стала почитаемым законом (чем-то выражается что-то) в производственничестве. Ну да, если экстраординарность есть – это искусство. Прикладное.

    "Творческую деятельность производственники возводили в ранг жизнестроительного акта: искусство не отвергалось ими, ему лишь придавалась иная функция, называемая по разному – “принцип целесообразности” ( Л.Попова)” (Кукуй).

    Л. Попова. Макет конструкции к спектаклю “Великодушный рогоносец”, Театр Вс. Мейерхольда, 1922.

    Что зачем в этой конструкции? Лестницы – для бега артистов, лоток – для соскальзывания их. Хорошо. А вертящиеся колёса зачем? – Предполагаю, что Мейерхольд коротко сказал Поповой, что на сцене нужно обеспечить возможность быть "кутерьме” (http://screenstage.ru/?p=574). Ну так лопасти мельницы она сделала по инерции от старой сценографии – всё таки действие происходит на мельнице. А колёса – от ассоциации с мельничными жерновами, но ради кутерьмы, колёса поставлены не на вертикальные оси, а на горизонтальные, чтоб было видно зрителю верчение. И, возможно, Мейерхольд ей сказал, что он собирается надсмеяться над автором пьесы Кроммелинком. И она его фамилию (по-бельгийски Crommelynck) лишила части букв, разбила на куски (CR-ML-NCK) и разбросала их по одному из колёс. Возможно, она даже и прочла скабрёзный фарс бельгийца. И потому не сделала стены, ибо Стела хоть и запиралсь с любовниками, но с ведома мужа, Брюно. Может, она даже была посвящена, что кутерьма (с верчением колёс) будет особенно велика в кульминациях пьесы – для насмешки.

    Так, судя по её, наверно, согласию с определением "принцип целесообразности”, она всё для кутерьмы обустроила самым простецким образом, что было экстраординарностью (то есть искусством, прикладным):

    "…по существу, было доступно любому квалифицированному театральному плотнику. Конструктивизм отказывался от эстетического принципа при композиции своих построек и аппаратов и заменял его принципом производственной целесообразности… Конструктивизм входил на сцену театра как самостоятельная сила с сознательной целью разрушить эту сцену, ускорить гибель театра как искусства” (http://teatr-lib.ru/Library/Alpers/Ocherk1/#_Toc377638933). Как искусства буржуазии.

    Прикладной характер такого искусства состоял в усилении переживания разрушения старого. И это было плоско по сравнению с подсознательным идеалом Мейерхольда выражать:

    "свободу от житейской конкретности” (https://studwood.ru/2518578/kulturologiya/sut_teorii_meyerholda).

    “…спектакль о будущем, которое не наступило” (http://screenstage.ru/?p=574).

    То, что творил Мейерхольд, было неприкладным искусством, первосортным, по-моему. А что творила Попова – прикладным, второсортным.

    6 марта 2022 г.

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100