TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь:

    "- От красоты – плакать. От искусства…

    - А что последнее, что у вас вызывало слёзы?

    - Знаете. Это, как правило, всё-таки не какие-то изделия сегодняшнего… Да? Вот я пришла в такой маленький город Кастельфранко. И там в одной из церквей висит картина “Мадонна”. С младенцем в окружении двух святых.

    Джорджоне. Мадонна с младенцем между Святым Франциском и Святым Никасиусом. Ок. 1503-4.

    Фрагмент.

    Так она и называется “Мадонна Кастельфранко”. Я, войдя в эту церковь, я не знала, что она там вот именно. Я почему-то думала, что она в Академии художеств. А вот когда я её увидела, то, как говорится, слёзы потекли сами собой.

    Это такой восторг, это такая мощь. Это такое излучение. И красоты и чувства, что невозможно себя сдержать. Это с ума можно сойти.

    Я бы сказала, что вы не получаете готового ответа, готового продукта. Вы вот тут же сами начинаете завивать в своём сердце и в своей душе.

    - Ловили ль вы себя хоть раз в жизни, в том или ином зале, в то или иное время, перед портретом или пейзажем, что вы не можете объяснить, почему это на вас так действует?

    - Вы знаете что? Я думаю, что это не мистика, а я думаю, что это фактор, который просто ещё не разгадан наукой, наверное. Понимаете, конечно, художественное произведение, любое, будь то поэзия, стихи или там что-то… Откуда, как это сложилось? Да? На холмах Грузии лежит ночная мгла: Шумит Арагва предо мною, Мне грустно… Я не знаю, как это рождается. Так же в точности картина. Она аккумулирует. Аккумулирует душу, волю, сердце, видение, понимание, знание – всё на свете. Как это происходит? Что такое творчество? Да? Как это получается? Как формируется этот мир, да? реалий жизненных каких-то вот в эти поэтические, художественные произведения?

    - Назовите любимое.

    - Мне нельзя задавать такие вопросы.

    - Почему?

    - Потому что так не бывает – любимые картины. Я слишком погружена, понимаете? Я должна сказать: может, самое великое произведение. Может быть. Да? Вот я так думаю. Это Владимирская Богоматерь.

    Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фрагмент.

    Вот этого я понять просто не могу. В ней есть такая просто заражающая сила, да? Я сейчас вам просто скажу – я человек не религиозный. Но это произведение искусства. Это произведение творческое, понимаете? Вот. И вот это излучение. Такого мощного излучения ещё я никогда не испытывала, вот, как от Владимирской Богоматери” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1657&start_record=2022-02-14-11-40).

    Я в прошлом угадал, что Антонова “Психологию искусства” Выготского не читала. Ей бы стало понятно про произведение и "как рождается”, и как "действует”.

    Про второе (сотворчество) описал Выготский, а первое получается от зеркального подхода к творчеству относительно сотворчества. Это подсознательные явления, не данные в сознании. Разве что как ЧТО-ТО, словами невыразимое, или выраженное образно – излучение, как Антоновой на язык подвернулось. Какое угодно неожиданное слово годится для описания озарения (у восприемника) и вдохновения (у автора).

    Повторю для случаев с восприемником (много раз об открытии Выготского писал), используя конкретику приведённых выше репродукций.

    1-я.

    Лицо совершенно конкретной итальянской простушки → переживание обычности, низкого, грубо говоря, будущих невзгод, каких женщина ожидает для своей семьи. Раз.

    Два. Лицо Богоматери, предвидящей смерть Сына из-за необычных обстоятельств его рождения → воспарение религиозного чувства.

    Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств, неосознаваемое, только слёзы льются. Потому что это тобой, зрителем, рождённое возвышение. (Не важно содержание. А оно – при таких “раз” и “два” – будучи осознано, есть переживание гармонии низкого и высокого; и даётся только учёным. Когда это знание станет всеобщим, тонкость переживания будет утрачена. Антонова вообще зря взялась акцентировать силу переживания. Нужно было – тонкость.)

    2-я.

    Лицо совершенно ненатурального оттенка, землистое → переживание чего-то потустороннего, сверхмёртвого, страшного. Раз.

    А ведь вокруг лица-то не такие, а телесного цвета, даже и у трупа, о чём намекает чуть розовый оттенок → как хороша посюстороння жизнь, даже и с трупом. Два.

    Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств: там, на том свете, есть спасение как не смерть и не жизнь. (Для неверующего такое непосредственное переживание есть новость. Знать – этого мало было. Самому пережить – другое дело. Тот же эффект с новопосвящёнными в христианство. Во всех остальных случаях – это прикладное искусство, усиление, в общем-то, знаемого.)

    .

    И я замечаю, что пришёл к парадоксальному выводу, перекликающемуся с так называемым “большим временем” жизни произведения искусства по Бахтину, которого я за эту концепцию считал своим врагом. Каждое время, мол, по-разному воспринимает произведение неприкладного искусства. Тогда как надо – при высоком развитии культуры – чтоб каждое такое произведение воспринималось (путём вживания), как современником автора, имеющим тонкий вкус.

    Или мне показалось, что я себе изменил? Вжиться значит вжиться, а не не суметь вжиться. Антонова продемонстрировала, как она могла вжиться в новообращённого христианина.

    14 февраля 2022 г.

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100