Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.01.2022 |
Про почти никем не виденный спектакль
|
09.01.2022 |
|
08.01.2022 |
Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках
|
06.01.2022 |
Разочарование от Андрея Смирнова
|
05.01.2022 |
|
04.01.2022 |
|
02.01.2022 |
Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского
|
01.01.2022 |
|
30.12.2021 |
Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)
|
28.12.2021 |
Ну-ка… Поиздеваемся над собой…
|
27.12.2021 |
|
26.12.2021 |
Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...
|
25.12.2021 |
|
24.12.2021 |
Блеск и нищета художника Тимошина
|
22.12.2021 |
|
21.12.2021 |
|
20.12.2021 |
Энергия заблуждения или Стул Татлина
|
19.12.2021 |
|
17.12.2021 |
|
16.12.2021 |
Ещё экспромт
Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением улёгся в тени под окном, откуда ему часто бросают еду. “Моего” кота не видно. – Что то давно я его не видел. Я ему бросаю чисто символически – малюсенький кусочек тунца из пакета. Вот он и не приходит. Зову его Чика. Он реагирует. Думаю, в другом месте где-то его называет кто-то иначе, и он тоже реагирует. И тут я вспомнил чеховскую “Каштанку”. Уж как ей хорошо было у циркача… А позвал её старый хозяин, столяр, знакомым ей именем – и она бросилась со всех ног к нему. Как плохо у него ни жилось… Сын его, помнится, аж из самого желудка вынимал еду, за привязанную к куску нитку. Страсть, наверно, какое мучительное ощущение. И голодала часто. – Нет. Всё забыла. И продолжит свою несчастную жизнь. – Точно по словам Горького: "Чехов написал очень много маленьких комедий о людях, проглядевших жизнь” (Горький. http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0630.shtml). М! Надо же! И этот рассказ оказалось возможным подверстать под этот шаблон… А интересно… Я ж (может, экстремистски) думаю, что Чехов такое всё тоскливое писал из-за полного разочарования в жизни (в своей в том числе, коль скоро, например, чахотка его может умертвить каждый божий день). Думаю и что такое наипоследнейшее разочарование во всём-всём происходит от подсознательного идеала бегства из Этого скучного-прескучного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Прелесть которого лишь в возможности его как бы достигнуть: суметь дать его образ. – Интересно, есть в “Каштанке” его образ? Может, образ смерти (на гуся днём наступила лошадь)? "Когда хозяин вышел и унес с собою свет, опять наступили потемки. Тетке [собаке] было страшно. Гусь не кричал, но ей опять стало чудиться, что в потемках стоит кто-то чужой. Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое. Федор Тимофеич [кот] тоже был непокоен. Тетка слышала, как он возился на своем матрасике, зевал и встряхивал головой. Где-то на улице застучали в ворота, и в сарайчике хрюкнула свинья. Тетка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову. В стуке ворот, в хрюканье не спавшей почему-то свиньи, в потемках и в тишине почудилось ей что-то такое же тоскливое и страшное, как в крике Ивана Иваныча [гуся]. Все было в тревоге и в беспокойстве, но отчего? Кто этот чужой, которого не было видно?”. Как-то не принято и считать Чехова настолько разочарованным во всём, и что он есть – подсознательный идеал, и что у таких ультраразочарованных он в принципиально недостижимом метафизическом иномирии. Как мне надеяться убедить читателя, что образ смерти и есть тут образ этого иномирия? Надежды мало. Но я надеюсь. Надеюсь, что со временем всё перечисленное непринятое станет принятым. Вот только я не могу представить, будет ли тогда, как сегодня, такое непередаваемое ЧТО-ТО на душе, когда озаряет намёк про последнюю глубину, про художественный смысл этой “Каштанки”. 15 ноября 2021 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"