TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы больше подходит. Так как подсознательный идеал нечто совсем нематериальное. Выраженное образом тоже нематериальное. Но разговор о подсознательном идеале как-то ловчее вести как о катарсисе.

    Со стилем модерн я был очень благополучен, откопав его формулу у Александрова: "неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает”. – Это ж противоречие. Вот результат его, катарсис, сам подсознательный во многом, и есть выражение метафизического иномирия, куда бежит от скуки всего Этого мира ницшеанец, во всём, всём и всём разочаровавшийся.

    А с Эрьзёй мне пришлось сами извивы (то, что "живет активно”): утрированные жилы, позы и т.п. того, что всё-таки не мёртвое, - признать выражением (образом) метафизического иномирия, раз оно утрировано.

    Гораздо слабее звучит, правда?

    Немного спасает утрированность. Она есть род искажения натуроподобия, которое, натуроподобие, исторически до того было связано с идеалами, Этот мир напрочь не отвергающими. А ницшеанство – отвергает.

    И так случилось, что у меня желание разобраться с Конёнковым возникло из-за прочтённого о нём соседства с Эрьзёй, работавшим в стиле модерн. – Я и подумал: не в стиле ль модерн творил – по крайней мере поначалу – и Коненков.

    Обратился к Википедии – так и есть. Обратился к первой известной скульптуре – совсем не очевидно. Утрированные извивы как-то слабо видны, выискивать надо.

    И всего лишь портянку перематывает. Может, потому жил мало? Тряпьё, правда, здорово извилистое.

    Как вдруг на одной из репродукций я чуть не метафизическое иномирие воочию не увидел.

    Конеиков. Камнебоец. 1898.

    Там где лицо-то (название тоже такое… слова такого нет)? Лица не видно,

    видного при другом освещении и фотографировании, где даже страшнейшие вены на лбу не вызывают большого впечатления. Тогда как полная каша – как-то впечатляет.

    И что в результате?

    Подоспела революционная ситуация. Она для выражения себя потребовала большей непосредственности, чем тонкость восприятия подсознательного идеала. Радикализм ницшеанства в чём-то похож на радикализм революционный. И Коненков стал иллюстратором, вместо художника.

    "В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу “Самсон, разрывающий узы” в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена” (Википедия).

    Коненков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906.

    Это мне как-то объяснило, почему я за много лет ни разу к нему не обратился. – Интуиция. – Единожды солгав… Можно ли верить искренности всего последующего?..

    Если б в ходу было оценивать художественность по странным для своего времени деталям, т.е. по наличию подсознательного идеала, - может, и звания скульптора ему не дали бы. Но…

    26 октября 2021 г.

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100