TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное…

    (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.)

    Обожаю ницшеанство за его мистическую тягу к метафизическому иномирию. Роскошная компенсация за все несчастья Этого мира. Но. Какая ж это прелесть – чуять это иномирие, найденное художником в образе.

    Меня когда-то поразил восход луны. Она уже была в окружающей природе, и огромная. Но! Никакого влияния на природу не оказывала своим присутствием. Настолько была бледна.

    Вот и тут…

    Сажаев. Домой из школы. 1993.

    Совсем не создаёт никакой теплоты (какой-то желтизны, что ли) последний луч солнца на бликах на снегу. Вообще совершенно отдельные жизни: зари и земли. В заре – какое-то обещание о как бы каком-то тёплом сверхбудущем, а на земле – какое-то полное отрезвление: ничего такого и там, в сверхбудущем, не будет. И – полная бессмыслица есть Эта жизнь тут. Эта школа… Зачем, если всё кончается Ничем?

    А вот такой нюанс (что б это могла значить?)…

    На референдуме о сохранении СССР в марте 1991 года Свердловская область отличилась рекордно малым процентом голосов за сохранение (49%). Через 2 месяца РСФСР объявил независимость от СССР. И ещё до развала СССР, в сентябре того же года городской совет народных депутатов вернул Свердловску имя Екатеринбург. Но с реставрацией капитализма не случился возврат к дореволюционному писанию твёрдых знаков в конце слов. Однако через 2 года после номинального возвращения к капитализму, после расстрела Белого Дома и утверждения капитализма в России, Сажаев пишет на этой картине: “М. Сажаевъ въ 1993 году въ Екатеринбурге”. С твёрдыми знаками! Понимай, Сажаев против какого-то изменения во времени (в простоте душевной он в конце названия города не поставил царской ять – ѣ {а правильно ставить ять при царе могли только очень грамотные люди, каковых было очень и очень мало в стране, потому знаком демократии была отмена ѣ, но вряд ли демократии ради Сажаев тут против советского декрета не выступил}). В той же душевной простоте Сажаев, написав каллиграфически название “Домой из школы”, не поставил твёрдого знака и в “изъ”. (Говорят, он в валенках ходит. Это подтверждает его игру со временем самим по себе: раньше, наверно, валенки были обычной зимней обувью и её не стеснялись.)

    Но в искренности ему не откажешь: он близко к осознанию своего подсознательного идеала метафизического иномирия приблизился с этими твёрдыми знаками (иномирный холодный блеск снега, наоборот, доказывает неосознаваемость им иномирия). Иное дело – обращение ко времени. Время ведь не ощущается само по себе. Оно только – в связи с материальными процессами Этого (плохого) мира. Поэтому как только начинается какая-то игра со временем самим по себе – это сразу близко к иномирию.

    Что и подтверждается названием такой картины:

    Сажаев. Ничего не происходит. 2001.

    Здесь каллиграфическая надпись такая: “М. Сажаевъ въ Екатеринбурге въ 2001 году “Ничего не происходит””.

    Живописно образ иномирия дан каким-то непередаваемо инопланетным пейзажем. Впечатление, что трава не только освещена солнцем, но и как-то сама светится в освещённых солнцем местах. И вообще… Оттенок этой травы какой-то такой, что сердце смущается и безропотно куда-то летит. А время – стоит.

    Еще лес в тенях чем-то неестественно синим тоже светится.

    Вообще, мне вспоминается, что перед полным солнечным затмением, когда полсолнца ещё есть, освещение окрестностей всё равно как-то иномирно изменяется, тускнеет не так, как если солнышко облаком заслонилось. – Чувствуется ЧТО-ТО.

    Как в великолепной фразе Ницше:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного…” (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

    Потуга передать этот симптом есть и в такой картине:

    Сажаев. Порыв ветра.

    Воздушный океан колыхнулся, а всё, в общем, не реагирует (листья и дым – не в счёт). Даже куры и петух.

    (Мне вспомнилось – я жил когда-то в очень маленьком городке, люди живность держали – петух криком реагировал каждый раз, как солнышко облаком закрывалось…)

    Через наоборот как-то: образом изменения выражена неизменность.

    И вот тут что-то похожее.

    Сажаев. Апрельский вечер на даче Алёхи Мерзлова.

    Мир холодных тонов (неба и голой земли) никак не соприкасается с миром тонов тёплых. Даже дым из трубы (как бы часть голой земли), попав в лучи садящегося солнца, почти не изменяет своей холодной белизне.

    Я как-то помню, что на закате облака на востоке окрашиваются последними лучами солнца. А тут – нет! Иномирие. Никаких благих иллюзий.

    Вот эта непричастность одного мира миру другому как навязчивая мысль или мелодия не отпускают Сажаева. Можете сами поимпровизировать на сайте http://m-sazhaev.ru/ru/%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%8f-1/%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6%d0%b8-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8/

    29 августа 2021 г.

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто? Кто меня знает, знает, что я ищу . . .

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100