TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого полезного теоретического допущения как подсознательный идеал автора произведения, “текстовые” следы которого указывают на содержание этого идеала той странностью, какую странность себя являет на время создания произведения.

    Хорошо б после смерти увидеть маму и Наташу. Но это уже из запредельных желаний.

    Мама – по инерции, а Наташа… Только адова жара, заставившая меня буквально никуда не отходить от струи воздуха в спину от напольного вентилятора, пущенного на полную мощность, оторвала меня от утренних прогулок, где две вещи напоминали мне о Наташе: одна – огромная фотография с видом города, где сидит в примечательном месте женщина, ну копия Наташа, другая – надпись масляной краской на тротуаре: NATASH и сердечко вместо последней буквы. На фотографию я поворачивал голову, а надпись аккуратно переступал. – Теперь не хожу.

    Зато я вот наткнулся на такое название статьи: “Феномен формирования “литературных репутаций” или немного о восприятии поэзии Бродского в России в 1960-ые годы”.

    Наташа, знавшая, любившая и певшая тысячи песен, пела и “Пилигримов”, но раз сказала, что не любит слова: слишком шикарные. А она до замужества была активным членом всесоюзного движения КСП (Клубы самодеятельной песни). Певали там и “Пилигримов”. Так на фоне ТЕХ песен Бродский выглядел-таки чужаком. Хоть общий тон ТЕХ песен тоже, как у “Пилигримов”, был минорный (движение было оппозиционно бравурности и натянутому оптимизму официально разрешённой эстрады).

    Пилигримы

     

    Мимо ристалищ, капищ,

    мимо храмов и баров,

    мимо шикарных кладбищ,

    мимо больших базаров,

    мира и горя мимо,

    мимо Мекки и Рима,

    синим солнцем палимы,

    идут по земле пилигримы.

    Увечны они, горбаты,

    голодны, полуодеты,

    глаза их полны заката,

    сердца их полны рассвета.

    За ними поют пустыни,

    вспыхивают зарницы,

    звезды горят над ними,

    и хрипло кричат им птицы:

    что мир останется прежним,

    да, останется прежним,

    ослепительно снежным,

    и сомнительно нежным,

    мир останется лживым,

    мир останется вечным,

    может быть, постижимым,

    но все-таки бесконечным.

    И, значит, не будет толка

    от веры в себя да в Бога.

    …И, значит, остались только

    иллюзия и дорога.

    И быть над землей закатам,

    и быть над землей рассветам.

    Удобрить ее солдатам.

    Одобрить ее поэтам.

    1958

    Грусть авторских песен в 60-х годах была от предчувствия – для левого крыла движения, что спасти социализм от заболевания вещизмом всё-таки не удастся, - а для правого крыла, что вернуться в капитализм всё-таки тоже не удастся. Но. Всё-таки это были песни оптимистов, оптимистов аж ребячьей категории (“Вот-вот и взойдёт”, - как пел Высоцкий). Идеал и правых и левых был типа трагического героизма. И он был как бы земной. И от демократичности чурался шикарности.

    Никакой этой политичности не было в сознании у певшей молодёжи. Впрочем, моя жена сказала мне, что движение разделено на левых (большинство, с Окуджавой как символом) и правых (меньшинство, с Галичем). Что Окуджава очень скоро перешёл к правым, то другой разговор. Оппозиционность осознавалась, но слабо. И Галича тоже пели левые, и Окуджаву – правые. – Так зато на разборчивость есть подсознательное.

    И оно заставило Наташу “Пилигримов” шикарностью (даже в тексте есть это слово: "шикарных”, помимо "ристалищ”, “капищ”, “храмов”) негативно выделить. Хоть, если б она была совершенно аполитичная, она б отдала должное исключительности Бродского. Говоря моим сегодняшним языком, у Бродского ж тоже чуется (в той же исключительности), наличие подсознательного идеала, то есть художественность налицо.

    Тут я подхожу к трудному моменту. Ницшеанство, подсознательный идеал автора, трудно постижим для большинства. Нынешних людей, по крайней мере. В античности, может, было наоборот.

    Нет, осознаваемая, земная часть ницшеанства (можно даже сказать – недоницшеанства) – исключительность вседозволенности для сверхчеловеков хорошо понимаема. Один их трёх главных умственных движений ХХ века (либерализм, коммунизм и фашизм) недоницшеанство исповедовал, и всем хорошо знаком. Но не ницшеанство. Не его философская глубина. Радикальнейшим образом отвергающая просто всё на Этом свете. И тогда куда убегающая? – Вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – Это какой-то сверхпессимизм. Радость от него только творцам (сумевшим дать ему образ) да восприемникам (сумевшим через этот образ почувствовать ЧТО-ТО, словами невыразимое).

    Что в такое сверхотчаяние повергло Бродского, причём довольно рано, пусть обнаруживают другие. Моё же дело заметить, что негативизм ("но все-таки”), приданный слову "бесконечным”, как раз и есть от-обратного-образ иномирия. (Согласитесь ли, что к понятию “бесконечность” вообще-то относятся с пиететом.)

    Тут надо объясниться.

    Есть так называемая потенциальная бесконечность, как бы обычная, выражаемая словосочетанием: “всегда можно сделать ещё одни шаг”. И, согласитесь, можно представить, каково этому шагающему уже долго-предолго. Ну до крайности плохо, да? Оттого он готов хоть к чёрту на рога. Большинство и не попадает в такое положение, отступившись гораздо раньше. (Потому и представить такое состояние большинству трудно.)

    А есть в математике (она, так случилось, даёт хорошие образы для понимания всей этой сверхсложности) так называемая актуальная бесконечность. Как будто вы сразу, без труда, оказываетесь в ней. Кантор доказал, там можно вести себя по-хозяйски: бесконечности, оказалось, можно складывать, умножать… Иномирие! Позитив, но какой-то чёрный. – Вот туда и удирает настоящий ницшеанец из этого скучного, скучного, скучного мира.

    Где "не будет толка / от веры в себя да в Бога”.

    Учился Бродский плохо. Узнать про потенциальную и актуальную бесконечность ему было негде. Но математика ж отражает мир. И в мире есть, пусть и мысленные, запредельности. Вот его гениальный мозг их и постиг как-то. И, факт, привлёк, чтоб дать образ метафизическому иномирию, подсознательному идеалу своему. Образ – от обратного. Пилигримы – долго-долго идущие, которым надоело, несмотря на всю их веру. Обратное им и их цели – иномирие.

    Умение дать образ подсознательному должно вкусом цениться как положительное. А Наташе не нравились слова Бродского. У неё не было достаточно вкуса? – Да нет. Она сознанием отрицательно отнеслась к тому, что её подсознание восприемника выдало “содержательно” как метафизическое иномирие. Она была очень жизнелюбивый человек. Сознание б не смогло выдать своего “фэ”, если б вкус не раскрыл сознанию глаза.

    12 августа 2021 г.

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100