TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может и отсутствующей на самом деле) пощёчины людям, наподобие той, какую залепил Леонардо да Винчи натурализмом и психологизмом (изображением звериной злобы) своим согражданам флорентинцам в заказанной ими ему “Битве при Ангиари”, где флорентинцы 50 лет тому назад имели только одного погибшего (а воевали против Милана, Леонардо же был вообще против междоусобиц).

    Речь вот о чём.

    Рафаэль. Избиение младенцев. 1509-1510. Эскиз.

    Подготовительный эскиз.

    Пунктирная часть спирали вверху и внизу Рафаэлю не принадлежит.

    Высокое Возрождение было реакцией на крайнюю безнравственность (Раннее Возрождение), в какую впало общество от расшатывания веры из-за откапывания античных статуй и не уничтожения их, как требовали самые принципиальные служители церкви.

    "Один итальянец, живший в эпоху Возрождения, имел обыкновение замечать, когда ребенок говорил что-нибудь умное: “Этот долго не проживет”. Во все времена отцы говорили своим сыновьям, как Лютер: “Пусть уж лучше у меня будет мертвый сын, чем непослушный”… У людей прошлого потребность изуродовать, обжечь или сжечь, заморозить, утопить, с силой швырнуть или тряхнуть ребенка постоянно находила проявление. Ханс резал щеки новорожденным мальчикам. Роберт Пемелл рассказывает, что в Италии и в других странах в эпоху Возрождения родители, бывало, “прижигали шею горячим железом или капали воском с горящей свечи” на новорожденного ребенка, чтобы он не заболел “падучей болезнью”” (https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/11284/).

    Крайняя жестокость естественно породила реакцию.

    Натурализмом изображения нас же самих, ужасных, художники рассчитывали на шок, на содрогание зрителей, что являлось залогом улучшения нравов. И достигался идеал гармонии низкого (ужасных современников) и высокого (их всё же содрогания-сочувствия страданиям других).

    Но можно ли согласиться с такой похвалой спирали:

    "Эжен Делакруа… писал…: "В сочетании всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним еще никто не сравнился. В самых простых, как и в самых величественных, композициях повсюду его ум вносит вместе с жизнью и движением совершенных порядок в чарующую гармонию".

    В композиции "Избиение младенцев" очень ярко проявляются эти черты великого мастера. В ней прекрасно сочетаются динамизм и гармония. Этому сочетанию способствует выбор золотой спирали за композиционную основу рисунка Рафаэля: динамизм ему придает вихревой характер спирали, а гармоничность - выбор золотого сечения как пропорции, определяющей развертывание спирали” (https://vuzlit.ru/531097/zolotaya_spiral_kartine_rafaelya_izbienie_mladentsev).

    Меня смущает произвол выбора точек для прямых: подбородок левого убийцы, неопределённые точки на его торсе и левой ноге, пересечение левых ног бегущих на первом плане, неопределённая точка на животе правого убийцы на первом плане, неопределённая точка на его правом плече.

    Я могу ещё более обоснованную, жёлтую, спираль провести.

    И я не уверен, что две центральные женщины специально ради спирали не сделаны в компьютерном режиме рисования более бледными, чем те, кто слева и справа от них. На главном эскизе Рафаэля никакие спирали не чувствуются.

    Делакруа слушать надо тоже с осторожностью. Он романтик. Те бегают в свой прекрасный внутренний мир вон из ужасного мира внешнего. Что ему стоит нравящегося всем Рафаэля зачислить в сообщники себе, распространяя похвалу на композицию с применением хороших слов "чарующую гармонию". И что стоит цитирующему его автору ассоциировать это со спиралью.

    Может вовсе не спиралью (не существующей на самом деле) обеспечен динамизм как натурализм движения, а позами.

    Я автора статьи понимаю. Ему надо присоединить к общепринятому для Высокого Возрождения (и Рафаэля) слова “гармония” слово “спираль”. Для него существует в искусстве только образность, что выражено чем: гармония – спиралью.

    Для него не существует более сложного (и тонкого) механизма воздействия: подсознательного идеала художника (гармонии низкого и высокого) на подсознание восприемника, то есть для него не существует порождения в восприемнике подсознательного катарсиса (гармонии) от столкновения противочувствий: вспоминания от натурализма изображения убийства собственного желания плохого обращения со своими детьми (низкого), с ужасом (высоким).

    Может показаться подозрительным, чтоб идеал гармонии существовал тогда так подпольно – как подсознательный идеал.

    Но это – от недостатка воображения. Когда кругом ежедневно свирепствует жестокость как общепринятость (а её в школьных программах по теме Возрождение не проходят), то гармония вполне странна для общественного сознания. И зарождается только в головах у гениев. В подсознании. Как идеал.

    2 августа 2021 г.

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100