TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото.

    Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”.

    Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”.

    Говорят они, как незначителен человек. В пейзаже, на планете, в мире. Как в некоторых картинах романтиков.

    Фридрих. Восход луны над морем. 1822.

    Это – образы. Что-то (незначительность человеческая) выражено чем-то (малозаметностью, малой величиной людей).

    Такое переживание, в общем-то, не обладает новизной. И его усиление есть обязанность произведений прикладного искусства (о, в общем, знаемом).

    А есть более сложно устроенный романтизм - когда выражается бегство человека из – минимум – неуютности этого мира (ещё мало, что он несоразмерно больше, чем человек), бегство из внешней объективной жизни в прекрасную внутреннюю жизнь. И выражает это художник прибавлением странности к красоте.

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Тут тоже изображение в контражуре, против света, тень которого вообще-то съедает планы, превращая их в один, максимум в два. А тут – странность: их шесть! Да ещё плюс такая редкость, в общем, как лучи из-за… разве облака?

    Смысл такой: солипсизм! В мире есть только Мои Ощущения! Всё. Всё остальное – за ними. Я – царь мира. (Внутреннего.)

    Такой идеал, - когда он впервые возник (от колоссального разочарования в Разуме и Просвещении, заливших Европу морями крови в Великую Французскую революцию и при наполеоновских войнах), - вполне мыслимо думать, что возник он в подсознании романтиков, а не в сознании их. Что рука Лессинга – можно думать – рисуя неизвестно откуда идущие лучи (да и проявляя такую массу планов), не сознанию подчинялась, а вдохновению, которому плевать на рациональность.

    И вот художник 200 лет спустя…

    Григораш. Лучи над Карадагом.

    Та же красота плюс странность. (Даты, жаль, нет. Есть в интернете 2012 – дата постановки в сайт.) 10 планов, лучи, не ясно откуда… Дух захватывает. Особенно, если сам там был и узнаёшь… И вспоминаешь, что там было…

    И теперь вопрос: можно ли через 200 после появления романтизма думать, что нынешнее повторение его это не эпигонство? А уж что нет тут подсознательного идеала, можно голову дать на отрез.

    И ведь я ж воспринял теорию Шмита о повторяемости идеостилей в веках.

    2012 – это за два года трагедии 2014-го. Горечь, что случилось с Украиной (нацификация понемногу {присвоение Бандере звания героя Украины в 2010 году, призывы, "В 1995 г. инструкторы УНСО в тайных военных лагерях, расположенных в крымских горах, обучали татарскую молодежь”}), разве может быть приравнена к разочарованию в Разуме и Просвещении в начале 19 столетия?

    Может, романтизм – это "культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет” (Андрей Зорин. https://arzamas.academy/materials/2224). По сей день. Может, это бешено новое во всём везде и всюду нас страшит, как утративших детство недавних детей? Инфантилизм такой?..

    Григораш, вон (каким-то круглым горизонтом), передал ощущение земного шара под ногами – такая мощь солипсизма. Переплюнул старых романтиков.

    Или можно думать, что это такое приспособленчество: люди, в общем, консервативны и им нравится прошлое? И надо их гладить по шерсти. Они будут твои картины покупать, а ты – хорошо жить…

    Как массовое фотографирование телефонами всего мало-мальски красивого.

    И тогда художественная фотография и живопись не отличаются?

    8 июля 2021 г.

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100