TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, когда я увидел намеренно тусклую живописную картину озера Севан.

    Зардарян. Севан. 1953.

    Я нашёл, как это объяснить (см. тут). Но об одном финте в объяснении хочется ещё поговорить.

    Если я сразу процитирую то место, которое меня побудило повторно писать об этой картине, вы, читатель, испугаетесь непонятности и не станете читать дальше. Поэтому я его процитирую позже. А пока подведу…

    Я был на Севане. Туристом в автобусном маршруте. Он начинался в Тбилиси. В него я приехал поездом из Сочи. А в Сочи я прилетел вместе с мамой, ибо удалось купить ей горевшую путёвку в санаторий в Алушту. Я её посадил в Сочи на пароход, а сам поехал поездом в Тбилиси. Мы жили очень бедно. Чтоб иметь какие-то карманные деньги в отпуске, мама что-то продала на толкучке. Я деньги положил в брючный карман для часов. И был счастлив, что в поезде сплошные грузины. Я их любил за весёлость. Поезд был ночной. По бедности билет я купил в общий вагон. Вторая полка была в моём распоряжении. Чтоб не мять брюки, я их снял (кругом сплошь мужчины) и повесил на перегородку на такой прорезиненный поясок. Что деньги выглядывают из кармана для часов, я внимания не обратил. В общем, у меня украли все деньги. Осталось только 53 копейки (я почему-то запомнил). Когда я это рассказал в тургруппе (в ней оказались сплошь литовцы), это было воспринято с недоверием. Такая невероятная, мол, наивность… И они решили, что это уловка ни за что в походе не платить, если будут складчины, скажем, на шашлык из свежезаколотого барана или что. Я обиделся и стал дичиться. Когда мы приехали в турбазу на Севане, я пошёл в одиночестве гулять вдоль правого берега на юг. И мне показалось, что я дошёл до южного конца озера.

    Но, глядя на карту, я вижу теперь, что ошибся в десятки раз. Я, наверно, дошёл до второго крутого поворота берега и вернулся. Шёл я у кромки воды и противоположный берег мне казался не имеющим мысов.

    Поэтому, когда я теперь увидел мыс на картине Зардяряна, я удивился. Я ж никогда на карте не рассматривал Севан. Теперь я посмотрел, и увидел, что мысы таки есть.

    А я уже успел прочесть, что родители Зардаряна жили в Карсе и удрали оттуда в Россию из-за геноцида.

    И мне подумалось, чего Зардарян в картине про Севан грустит? Там так всё сияло, когда я там был. Поднявшись там на ближайшую гору, я был так же поражён, как бойцы Железной дивизии у Серафимовича, увидевшие Чёрное море с перевала при подходе с гор к Новороссийску: море стояло! Севан тоже стоял! И просто был синее неба. Тем от него и отличался. Счастье испытывать в таком месте, а не тусклятину такую нарисовать… Причём резкости тени Зардарян не лишил. Солнце на картине палит во всю. Просто перед нами пейзаж души, а не реальный пейзаж.

    Шаблонно думать, что грустит армянин, вспоминая о геноциде. Смотрит в ту сторону, где оставленный его родителями Карс, и грустит. В Ереване мне армяне прямо об этом говорили, указывая на Арарат (он в Турции).

    И тут я вспомнил, что удивился существованию мыса на Севане у Зардаряна. Не в сторону ли Карса смотрит персонаж, единственный тут наверху?

    Так и оказалось.

    Можно было даже не искать на карте, с какого места надо смотреть на запад, чтоб перед тобою был мыс. По картине видно, что тень от человека длинная. То есть время ближе к вечеру. Летом солнце закатывается на северо-западе. То есть персонаж смотрит на запад. На Карс. Зардарян знал, где запад всюду на озере и что на Западе от Севана – Карс, вот так и нарисовал. А мыс попал на направление смотрения персонажа случайно. Непреднамеренно. Художник просто с натуры рисовал картину, хоть и исказил цвета в сторону тусклости.

    Тусклость он сделал преднамеренно. Следа подсознательного идеала тут нет, хоть тусклость и армянин кажутся несовместимыми. Я не должен был взволноваться как это бывает при чуянии подсознательного идеала. А из-за неожиданного мыса со мной случилось, ЧТО-ТО.

    Мукаржовский пишет:

    "Если искусство представляется человеку всегда новым и небывалым, то способствует этому главным образом непреднамеренность, ощущаемая в произведении” (Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 237)

    А какого вида непреднамеренность с мысом, столь удивившим меня своим наличием? Неужели это – след подсознательного идеала (какого именно)? Неужели это вот такая непреднамеренность:

    "…ещё со времён античности – бросалось в глаза, что в художественном произведении как целом и в искусстве вообще многое выходит за рамки преднамеренности, в отдельных случаях за границы замысла. Объяснение этих непреднамеренных моментов пытались найти в художнике, в психических процессах, сопровождающих творчество, в участии подсознания при возникновении произведения. Явственно свидетельствует об этом известное изречение Платона, вложенное им в "Федре" в уста Сократа: “Третий вид одержимости и неистовства - от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает её, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчётное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далёк от совершенства”. “Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство” (Там же. С. 199-200).

    Или всё-таки непреднамеренность мыса другая, не связанная с идеалом?

    И подсознательное бывает не связано с идеалом. Например, "подсознательная норма, т.е. преднамереннность, сконцентрированная в правиле” (С. 202). Тусклым может быть всё, кроме Севана. "Один писатель сравнил Севан с куском неба, опустившимся среди гор на землю, другой — с голубым пламенем. Наверное, говорили также, что это заздравная чаша, поднятая землей в небеса, и что это драгоценный камень, вставленный как перстень в оправу гор” (https://www.litmir.me/br/?b=277070&p=26). Сама организация преднамеренности повсюду (например, установка на грусть) не обходится без вмешательства подсознания (художник автоматически грязнит все оттенки: и песка, и травы, и неба). Мукаржовский для этого вводит категорию "полусознательного” (С. 217).

    И непреднамеренность может быть не связана с идеалом.

    1. Поломанность рук Венеры Милосской лишь подчёркивает совершенство не поломанного.

    "…непреднамеренность может принять участие в создание художественного произведения и вообще без какого-либо участия художника…” (Мукаржовский. С. 203).

    2. "…существует ещё непреднамеренность бессознательная, происходящая от нарушений нормального течения психических процессов во время творчества. Речь идёт о душевной ненормальности автора, временной (разного рода опьянение) или постоянной, как факторе творческого метода [наверно, можно думать о Ван Гоге в периоды ремиссии его ненормальности; впрочем, тогда это уже подводит к подсознательному идеалу]" (С. 216).

    "К бессознательной непреднамеренности позволительно причислить и неумение, проявляющееся в незнании общепринятых технических принципов или недостаточном владении материалом” (С. 216).

    3. "…совпадение случайных внешних моментов [из-за] участия материальных средств, - в театре, в различных видах изобразительного искусства и т.п. [когда получается] нарушение [замысла]" (С. 217).

    4. "…непреднамеренность, которую мы можем назвать безличной, т.е. такие случайные вмешательства, которые изменяют облик уже завершённого произведения…. примером… повреждение статуи, делающее из неё торс [если замысел меняется]" (С. 217).

    5. "…намеренная непреднамеренность… автором… внесены… сознательно” (С. 2018). Например, я слышал от художника Дульфана заявление, что он абсурда ради пририсовал ни к селу, ни к городу птичку на портрете. Подсознательного идеала тут нет, есть надуманный – абсурд.

    Случай с мысом относился б к 3-му варианту, если б не оказался он не нарушающим замысла (грусти).

    То есть активность моей индивидуальности превратила мыс в непреднамеренность, связанную с замыслом. А не какой-то подсознательный идеал автора распорядился.

    Всем у Зардяряна распоряжалось сознание. Потому я должен “Севан” признать произведением прикладного искусства, приложенного к, в общем-то, знаемому переживанию тоски по родине. Из-за случайности оно именно мне показалось порождённым подсознательным идеалом, ибо очень уж тонко у меня всё сложилось – точно, как бывает с чуянием подсознательного идеала по странности (наличию-де у Севана мысов, которых, как мне показалось, у Севана нет).

    Другое дело – очень уж большая неожиданность – показывать грусть в таком счастливом месте, как Севан. Можно в этом заподозрить странность как след подсознательного идеала. Но тут срабатывает объяснение Мукаржовским явлений стилизации и деформации. По-моему – это объяснение артистичности натуры художника, исключающая такую глубину, как подсознательный идеал.

    "В кругу формалистичесчкого понимания искусства на протяжении примерно последнего полустолетия [я радуюсь: полстолетия с начала ХХ века Мукаржовский формализму не отдаёт, то есть тогда хозяйничали подсознательные идеалы] постепенно сформировались два понятия, сводящие художественное произведение к чистой преднамеренности: это понятия “стилизация” и “деформация”. Первое из них, возникшее в сфере изобразительного искусства, хочет видеть в искусстве исключительно преодоление, поглощение действительности единством формы. В теоретических программах оно было популярно особенно в тот период, когда постимпрессионистические направления в живописи обновляли вкус к формальному объединению изображаемых предметов и картины в целом и когда в поэтическом искусстве символизм подобным же образом реагировал на натурализм [тут моя радость пропадает, потому что тихонько Мукаржовский и первые полстолетия ХХ века отдаёт “стилизации” и “деформации”; а то, что и постимпрессионисты и символисты были в крайнем отчаянии от действительности он умалчивает; что первые подсознательно ударились вообще вон из Этого плохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, а вторые, также, но в принципиально достижимое, христианоподобное благое для всех сверхбудущее – об этом Мукаржовский молчит, подыгрывая заблуждающимся относительно себя – что они формалисты – формалистам]… Другое понятие – “деформация” – стало господствующим вслед за понятием “стилизация” опять-таки в связи с развитием самого искусства [это опять оправдывание формалистического заблуждения формалистов о себе], когда с целью акцентирования формы [ошибка: с целью выражения подсознательного экстремизма – иномирия у ницшеанцев, сверхбудущего у символистов, и подсознательного почти экстремизма – вот-вот наступящего опасного будущего у футуристов, а также с целью выражения осознаваемого экстремизма – богоискательства у экспрессионистов: “Боже! Зачем ты нас оставил!?”] стал насильственно [экстремизм же!] нарушаться и ломаться формообразующий канон, чтобы вследствие напряжения между преодолеваемым и новым способом формообразования возникло ощущение динамичности формы [что и есть поверхностность, иначе – артистизм].

    Если мы взглянем сейчас на оба эти понятия, т.е. на понятия “стилизация” и “деформация”, ретроспективно [не формалистски], то поймём, что в обоих случаях речь шла в сущности о попытках завуалировать неизбежное присутствие того впечатления [ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, ибо выражен подсознательный идеал, сознанию не данный], которым художественное произведение воздействует на нас [точнее, на наше подсознание]: понятие “стилизация” хотя и молчаливо, но действенно отодвигает непреднамеренность [подсознательный идеал автора и подсознательный катарсис у восприемника] за пределы художественного произведения – в сферу его анцедентов [предшествующего – предзамысла у автора и последействия искусства при озарении у восприемника]" (С. 213).

    И тут я Мукаржовского обрываю, потому что он перестаёт меня удовлетворять.

    А Зардарян оказывается теоретически сниженным до артистизма.

    Мне скажут: это безнравственно так снижать армянского художника в теме изгнания, когда у них у всех теперь такой траур из-за Карабаха.

    Но наука – искусствоведение – вне нравственности.

    12 января 2021 г.

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100