TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым из обсуждающих произведения искусства, - но теперь он подавляющему числу искусствоведов не известен (я на таких не натыкался). Оказавшись исключением в своём кругозоре, я принялся лично инвентаризировать, кто из знаменитостей художник, а кто нет. У кого в произведении имярек есть следы подсознательного идеала (странности), а у кого нет. Например, в “Училице” (тут) Хлебников не художник, а в “Бобэоби” (тут) художник. (Интересно, что сами художники стихийно ведут себя зачастую так, словно знают эту тайную для искусствоведов меру, и плюют на мнение о себе незнающих её искусствоведов. Но и они – я заметил – заинтересованы, чтоб странности их вещей всё-таки были истолкованы словами.)

    Хлебников заинтересован не был, чтоб народ его понимал. Смотрите.

     

    В высь весь вас звала

    И милый мигов миру ил.

    И в сласти власть ненастья вала.

    И вечером затянутый стан жил.

    Он жил, как древнее свиданье,

    Лобзаньям не отдавший дани,

    Когда, узнав свирепый мед,

    Он синий к небу водомет.

    Он пролил слезы рос,

    Вновь воскресив вопрос:

    – Не та ли?

    Глаза светали.

    1908

    Нет, что-то понять можно. Если "весь” это единственное число от “веси” - (""Весь" - село или деревня на новгородском наречии. Широко распространилось после переселения побеждённых новгородцев на Москву” {http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2599478-est-vyrazhenie-po-gorodam-i-vesjam-chto-ono-znachit-i-chto-takoe-vesi.html}), а "ил” неприятная субстанция, то оба они побуждают кого-то "В высь”. Село – зовя, а ил, он внизу, отвращая. Тем же с влекомым заняласть в своей "сласти власть”, для влекомого имеющая вид "ненастья вала”. Вечер тем же занимается, затягивая. Кого? – "стан”. Там царствует любовь и пьют мёд. В ожидании встречи с единственной, радость от чего будет, как "синий к небу водомет”, и будут слёзы счастья. И встреча близится по мере приближения рассвета.

    Стихотворение о скором благом будущем. Неотвратимом, как заря после ночи! Перед нами наивный оптимизм. Но… какие-то загвоздки с этой странной труднопонятностью и множественными фонемными повторами: "В высь весь вас звала”, “И милый мигов миру ил”, “в сласти власть ненастья”, “пролил слезы”, “Вновь воскресив вопрос”.

    Минералов пишет, что художественное сознание не раз прибегало к подобным резким отклонениям от нормы. При бурном наступлении на классицизм предромантизма Державина и в начале ХХ века.

    Что за неотвратимость в начале ХХ века увидел Хлебников, причём неотвратимость с каким-то изъяном, потребовавшим так корёжить текст относительно предшествовавшей нормы? В “Бобэоби” была неотвратимость научного прогресса (теория относительности), обещавшая по очень большому счёту манипуляции со временем, потребные Хлебникову из-за непереносимости для него гибели русской эскадры в Цусимском сражении (корёжение обеспечила стеснительность Хлебникова из-за того, что он – из считанных нескольких людей на всей планете, понимающих теорию относительности).

    А в “В высь весь вас звала” что за неотвратимость и что за изъян?

    Неотвратимость такая – национализм, как общее движение в Европе.

    Российский павильон на Всемирной выставке в Париже, 1900 г.

    Но не на базе "реформаторского мессианизма, который пронизывает эстетические дебаты внутри модернистского круга после революции 1905 года”, а на моменте "отрицания ценности поля политики, в особенности после 1907 года, когда складывается ощущение “проигранной битвы” (революции)… Кризис государства, принесенный революцией, таким образом, делает прежде маргинальные для “высокой культуры” традиции привлекательными в качестве новой общей платформы для культурной консолидации.” (https://www.colta.ru/articles/literature/15134-i-remizov-i-hlebnikov-i-stravinskiy-i-ranniy-prokofiev-eto-glavnym-obrazom-pro-natsionalizm?page=109).

    Именно – позитив такой – панславизм:

    "…в Петербурге, увлечение славянской тематикой возникло как продолжение интереса к “национальной” теме внутри русского литературного модернизма, но, несомненно, было стимулировано двумя событиями 1908 года: с одной стороны, дискуссиями вокруг неославизма в связи с проведением Всеславянского съезда в Праге в июле этого года, а с другой — “боснийским кризисом” (аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины) в октябре. Если в 1907 году “национальное” направление понималось прежде всего как “русское”, то к 1909 году оно все чаще толковалось уже как “славянское”” (Шевеленко. Модернизм как архаизм).

    А изъян был такой:

    "На обоих съездах [1908 и 1910] обсуждалась стратегия борьбы славянских меньшинств за культурную автономию, а в перспективе — за политическую независимость. Идеи панславизма были отброшены, а их место заняли прагматические вопросы политической солидарности, равноправного сотрудничества и взаимопомощи славянских народов, а также широкого культурного обмена” (Там же).

    Для выражения этого наивного (и стыдящегося наивности) оптимизма было Хлебниковым избрано, в частности, такое средство, как общий фонемный образ – "Ощущение смысловой общности соединяемых автором по принципу звукового подобия слов” (Минералов.).

    Например, первая строка разбираемого стихотворения навевает комплекс возвышенности традиционализма и коллективизма.

    Точнее, Хлебников звуковыми повторами применяет явление "мнимость родства” (Там же) слов. А оно напоминает об общем истоке славянских языков.

    Если видеть в этом только закономерность, то не остаётся места подсознательному идеалу панславизма у Хлебникова:

    "В статье “Славянская идея и мы”, помещенной в первом номере журнала за 1911 год, Лаврин констатировал, что “ни один из славянских языков не играет и не может играть роли общего славянского языка без существенного ущерба для целых значительных групп славянства” и что использование славянской интеллигенцией немецкого для взаимного общения является закономерным.

    Появление идеи “всеславянского” или “общеславянского” языка в лексиконе “нового искусства” происходило, таким образом, на фоне заката панславизма. Теряя свое значение в поле политическом, он неожиданно оказался востребованным в поле эстетики. Дестабииззация языковой нормы как один из аспектов модернистской программы нашла в идее “возрождения” всеславянского языка парадоксального союзника: словотворческие эксперименты могли быть интерпретированы не просто как эстетические новации, но как двигатель культурной трансформации, возвращающей язык в состояние утраченной цельности, трансвременной по своей сути” (Шевеленко).

    Я же предлагаю от модернизма, как перводвигателя в корёжении предложений отказаться, и оставить эту функцию подсознанию, реагирующему на стыдность наивности. Пусть модернизму остаётся только оптимизм.

    Так художественность этого вот произведения Хлебникова оказывается спасённой.

    2 февраля 2021 г.

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100