TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

     

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с синтезом из этого анализа: каким подсознательным идеалом – если удастся его найти – вдохновлена эта песня.

    Робость моя двоякая. Смогу ли я сделать анализ? Не навязчивостью ли предстанет синтез?

    Итак, слова такие:

     

    Все перекаты, да перекаты –

    Послать бы их по адресу!

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

     

    А где то бабы живут на свете,

    Сидят друзья за водкою.

    Владеют камни, владеет ветер

    Моей дырявой лодкою.

    Владеют камни, владеет ветер

    Моей дырявой лодкою.

     

    К большой реке я сегодня выйду,

    А завтра лето кончится.

    И показать я не должен вида,

    Что умирать не хочется.

    И показать я не должен вида,

    Что умирать не хочется.

     

    А если есть там с тобою кто-то,

    Не стоит долго мучиться.

    Люблю тебя я до поворота,

    А дальше как получится.

    Люблю тебя я до поворота,

    А дальше как получится.

     

    Все перекаты, да перекаты –

    Послать бы их по адресу.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    На это место уж нету карты –

    Идем вперед по абрису.

    1960

    Слова – драматические. Налицо бытовые невзгоды и возможны безвременная смерть и потеря любимой. А мелодия – бесшабашная, сводящая занятие к удали-индивидуализму.

    В связи с последней мне вспоминается рассказ Познера, как его, еврея, француженка прятала от нацистов. Она ему сказала, что ему не надо смотреть на них. Что на них можно смотреть только когда их трупы проплывают мимо. – Там было морское побережье с опасными течениями. Купаться там было нельзя. От немцев это не скрыли. Но нацисты ж считали себя сверхчеловеками. Игра со смертью была им по нраву. Поэтому они испытывали себя на слабо и там купались с презрением к трусам-французам. Ну и периодически кто-то из них тонул. И труп его проносило течением мимо дома этой француженки.

    Так вот лирическое “я” этой песни принципиальный не индивидуалист. Его держит на маршруте что-то. – Долг. "Послать бы их по адресу”, - да нельзя. “Есть великое НАДО!” - так я для себя, выкладываясь на работе, сформулировал когда-то пафос, каким жил Советский Союз до меня да и при мне, вот. Всегда ж есть затруднения в работе. А я был из тех, на которого можно было положиться. При всей безопасности лично моей работы, я почему-то считал, что песня и про меня. – Почему?

    Потом разберёмся, а пока – к слову "должен”, попавшему и текст, не только в подтекст. С этим словом связана недопонятность: почему впадение малой реки в большую связано с опасностью для жизни?

    Вообще-то я нашёл, почему:

    "Граница противоположных течений или течений с разными скоростями. Возникает при впадении притоков в реку (особенно если притоки сравнимы по расходу воды с основной рекой), при обтекании потоком крупных надводных препятствий (камни, скалы, плиты). Эти границы очень малы по протяженности (иногда длина перехода от одной скорости к другой составляет 30—50 см) и опасны тем, что туристское судно, имеющее скорость одного потока, внезапно отдельными своими частями попадает в поток с другими скоростями, мгновенно испытывая действие разнообразных сил. Чтобы избежать переворота судна при пересечении границы противоположных течений, необходимо использовать разнообразные технические приемы” (http://www.geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=4437).

    Но песня-то написана только по видимости для своих, знающих, чем грозит сплав по рекам. Песня написана для всех. А вот это место – недопонятность – просто непреднамеренность. – Она как раз и есть след подсознательного идеала: исключительность этого сорта людей, людей для которых общее важнее своего. И сочинялось это в стране, переориентированной потребительски:

    "…в мае 1957 года на сельскохозяйственном совещании в Ленинграде Никита Хрущев выдвинул лозунг "Догнать и перегнать Америку". Речь шла о том, чтобы догнать и перегнать по производству мяса, масла и молока на душу населения…” (https://www.kommersant.ru/doc/764742).

    Социализм, так называемый, был в опасности, и левым шестидесятникам выпало его спасать от перерождения в капитализм.

    Вот теперь я понимаю, почему считал “Перекаты” и про меня, хоть я не рисковал жизнью и т.д. Потому что я был воспитан в ценности самоограничения. А это противополюс потребления. Я был стихийным левым шестидесятником. Каким тогда был и Городницкий.

    Интересно, что спустя годы и десятилетия мне приходилось доказывать, что такие люди были. Но мне не удавалось. Потому я и теперь вот робею: будет ли принят мой синтез из анализа.

    17 января 2021 г.

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100