TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян?

    У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе искусствоведения это называли духом времени.

    А в живописи, в каждом произведении, есть неискоренимое качество – выражать экстраординарностью ещё и радость жизни. Ещё и! Как довесок к тому, какое вообще-то знаемое переживание усиливало произведение, если это было произведением прикладного искусства… И как довесок к тому, какое ЧТО-ТО, словами невыразимое, выражено, если это было произведением искусства неприкладного (о незнаемом, данном лишь в виде подсознательного идеала).

    И вот у меня появилась глобальная идея, что в СССР из-за пресса идеологического тоталитаризма художники были склонны прятаться в выражение этой внеисторической радости жизни. Уходить в прикладное искусство вроде как нехорошо: утилитаризм, иллюстрация – второсортность, в общем. А радость жизни можно и как бы подсознательно выражать.

    Я, читатель, ощущаю натяжку с этим подсознанием. Оно ж и не признано, и не дано ж сознанию по определению – как о нём можно писать, как о данном и избираемом… Но. Так мне легче выразить свою дальнейшую мысль.

    Мне интересно проверить, убежал ли в радость жизни Зардарян.

    Зардарян. Персик в цвету. 1945.

    Зардарян. Я айгин (настройщнк духовых инструментов).

    На его имя я наткнулся у Н.Н. Александрова.

    Был такой рисковый теоретик. Он, в отличие от многих искусствоведов, не боялся вляпаться. Берёт, например, недоказанную угадку Гумилёва о пассионарности, охватывающей страны из-за чего-то, случающегося в биосфере планеты. Может, солнечная активность там первоисточник. И привешивает, что в искусстве пассионарность эта выражается ослепительностью, конкретно – контрастностью.

    Мне сомнительна эта гипотеза. Для меня пассионарны все типы подсознательных идеалов. Даже мещанский. Я помню, когда я дочитывал “Доктор Живаго” (а именно таким идеалом был вдохновлён Пастернак, когда этот роман писал), я как по облаками ходил. Этот роман – предвестие литературы хрущёвской оттепели. Именно её Александров наделяет такой пассионарностью. А вот эту картину –

    её выражением способом контрастности.

    Если Александров не видел эту картину в подлиннике (он тольяттинец) в Третьяковской галерее, то ориентировался он не по такой репродукции, которую контрастной никак не назовёшь:

    В заграничном интернете (Зардарян был награждён серебряной медалью на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году) есть и ещё менее контрастные репродукции.

    Парить весной земля в Армении, похоже, тоже может.

    Правда, я нигде в интернете не нашёл фото, где небо зелёного оттенка.

    Сам Александров поместил такую репродукцию (пришлось увеличивать).

    Достаточно контрастная и декоративная. То есть, - Александров помыслил, наверно, - не пресловутый соцреализм на Запад послали, послав Зардаряна и Сарьяна. И, казалось бы, Александров не ошибся:

    "…картина принадлежит середине второй архаики, которую мы знаем как “оттепель” (1953-1964)” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/1743-alx.pdf).

    Тем более, что декоративизм в то же время был у Зардаряна не случайным.

    Зардарян. Севан. 1953.

    Зардарян. Стремление. 1960.

    Тем ещё более, что, когда оттепель кончилась, он изменил тональность повторения “Весны” на что-то угрожающее.

    Зардарян. Весна. 1967.

    Как факт (обнаруживаю):

    "В советское время его творчество не всегда понимали. Искусство Ованеса Зардаряна часто шло вразрез со стандартами соцреализма. Вероятно поэтому при жизни персональных выставок в Армении у художника не было. Очень много картин, которых никто не видел. “Бой Давида Сасунского с Мсра Меликом”

    Зардарян. Бой Давида Сасунского с Мсра Меликом. 1939.

    - это одна из первых работ мастера. Она была создана в студенческом послевоенном [ошибка: предвоенном] Ленинграде” (https://www.youtube.com/watch?v=1fQ2f8Ykkwo).

    А что такое декоративность? – Это некое искажение натуроподобия. – И отчего такое? – От какого-то драматизма или трагизма жизни.

    Армяне ушиблены фактом геноцида в 1915 году. Семья Зардаряна бежала в Россию из Карса от геноцида. Когда я был в Армении, мне кажется, я почуял затаённую боль оттого, что Арарат, вот, он виден, а это Турция. Это как страстная вера иудеев-ортодоксов, что при жизни их поколения будет восстановлен храм. В их домах даже оставляют кусок недостроенности, чтоб достроить после восстановления храма.

    И вот отсюда – декоративная суровость даже вида на Севан. Например, я могу думать, что человек, смотрит не просто на мыс другого берега Севана,

    а мысленно – дальше на запад, где, он знает, лежит его родина, Карс, когдатошняя столица Армянского царства.

    А в 1939-м году (с этим Давидом Сасунским), если и нет ещё визуального контраста, то эмоциональный – налицо. И тысячу лет назад приходилось Армении драться за независимость. Может, художник думал, что вот-вот начнётся (или уже началась) Вторая мировая война, и Турция нападёт на СССР, и наконец будет освобождён от турок Карс, уже бывавший в составе Российской империи.

    И тогда не прав Александров с ослепительностью.

    А за то, что я прав с художественностью как следами подсознательного идеала (любого и, значит, не привязанного к вспышками солнечной активности), говорит даже Платон:

    "…ещё со времён античности – бросалось в глаза, что в художественном произведении как целом и в искусстве вообще многое выходит за рамки преднамеренности, в отдельных случаях за границы замысла. Объяснение этих непреднамеренных моментов пытались найти в художнике, в психических процессах, сопровождающих творчество, в участии подсознания при возникновении произведения. Явственно свидетельствует об этом известное изречение Платона, вложенное им в "Федре" в уста Сократа: "Третий вид одержимости и неистовства - от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает её, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчётное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далёк от совершенства". "Искусства", т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо "неистовство", участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство” (Ян Мукаржовский. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С 199-200).

    Тогда не прав Александров и с принадлежность “Весны” 1956 года к хрущёвской оттепели.

    Нет, если Зардарян её писал сколько-то с натуры, то ХХ съезд КПСС, где разоблачили культ личности Сталина, был в феврале и в принципе можно было успеть вдохновиться и картину весной и написать. Но она – в заграничных репродукциях – неотличима (за исключением зелёного неба) от произведений пресловутого соцреализма. В ней и неистовства не чувствуется. Ей и премию в Брюсселе в 58-м, наверно, дали по политическим соображениям.

    Но вообще Зардарян не исключительно отсиживался в аполитичном и вневременном выражении радости жизни.

    10 января 2021 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100