TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Культура16 февраля 2013

Виктор Погадаев

 

 

 

Следуйте дорогой почитания Всевышнего и любви к ближним!

(Раден Салех - основоположник современной индонезийской живописи)

Портрет Радена Салеха работы современного индонезийского художника Харди

3-17 июня 2012 года в Джакарте в Национальной картинной галерее состоялась полная выставка картин индонезийского художника Радена Салеха. Успех был ошеломляющий. У входа в галерею, кажется, впервые за всю её историю ежедневно выстраивались огромные очереди. Кто же такой Раден Салех и почему его творчество продолжает волновать любителей искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся на 180 лет назад.

1843 год. Вена. Великосветский бал в императорском дворце Хофбург. Блестящие туалеты. Зажигательные вальсы Штрауса. Но внимание публики привлечено к смуглому иноземцу в экзотическом костюме. Заинтригованные дамы перешептываются, прикрываясь веерами: "Кто это? Неужели индийский принц Джалма?" Кто-то недоверчиво качает головой, а кто-то взахлеб начинает говорить, что да, это он, герой нашумевшего романа Эжена Сю "Странствующий жид". На самом деле, это был яванец Раден Салех, первый индонезиец, начавший писать картины "по-европейски" и потрясший в своё время своим талантом всю Европу.

Раден Салех Шариф Бестаман (таким было его полное имя) родился в 1807 г. в аристократической семье в местечке Тербая, недалеко от города Семаранга. По яванской традиции, он воспитывался в семье дяди, местного феодала, который находился на службе в колониальной территориальной администрации, занимая пост бупати (мэра) Семаранга. Мальчик рано стал проявлять талант рисования. В школе на уроках он часто увлёкшись, рисовал, не слушая объяснения учителя. Но тот не сердился, восхищённый способностями ученика.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его дядя привёз его в столицу Батавию (ныне Джакарта), чтобы показать своим голландским господам. Профессор Каспар Рейнвардт (1773-1854), директор по делам сельского хозяйства, искусства и науки, основатель знаменитого Богорского ботанического сада проявил живое участие в судьбе мальчика. К счастью, в Батавии в это время работал художник-бельгиец Антуан Пайен (1792-1853), в прошлом преподаватель Академии живописи в Доорнике. По заказу министерства колоний Нидерландов он ездил по Яве и делал зарисовки природы и жителей острова. Раден Салех, которого определили ему в ученики, сопровождал мэтра в этих поездках и помогал ему выполнять задание министерства.

Автопортрет

Природный талант в совокупности с упорством дали поразительные результаты. Пайен, сам неплохой художник, решил, что уже исчерпал свои педагогические возможности и стал ходатайствовать перед генерал-губернатором ван дер Капелленом (1778-1848) о направлении Радена Салеха на учебу в Голландию. Генерал-губенатору достаточно было лишь раз взглянуть на рисунки Раден Салеха, чтобы уверовать в его талант и распорядиться выделить средства на поездку. В 1829 юноша отплыл на корабле в Голландию.

Более двадцати лет провел Раден Салех в Европе. Он учился у двух известных в ту пору голландских художников - пейзажиста Андреаса Схелфхаута (1787-1870) и придворного портретиста Корнелиуса Крюсемана (1797-1857), воспитанных в традициях фламандской и голландской школ. Стремясь взять у учителей всё полезное, Раден Салех старался выработать свой почерк, найти своё лицо. Наряду с пейзажной и портретной живописью, он увлёкся анимализмом и часами простаивал в зверинце перед клетками животных, делая зарисовки с натуры.

Талантливым яванцем заинтересовались при дворе. Раден Салех был принят королём Виллемом I, поддерживал личные контакты с его сыном Виллемом II. Впоследствии он выполнял заказы королевской семьи и некоторые его полотна были приобретены королём. В Голландии Раден Салех создал серию первых самостоятельных произведений, преимущественно портретов, в том числе губернаторов Нидерландской Индии - Я.К. ван ден Босха (1836), Я.К. Бауда (1837), Х. В. Данделса (1838) (все три в коллекции Амстердамского государственного музея). Они выполнены по классическим каконам парадного портрета, но художник пытается показать и индивидуальные черты характера каждого.

Портрет губернатора Дандельса

Имя художника становится всё более известным в артистических (и не только) кругах, его картины выставляются на вернисажах. Голландская публика поражена. Как этот туземец из далёкой Индонезии смог в совершенстве овладеть европейской манерой письма? Его полотна ни в чём не уступают картанам голландцев, а возможно и превосходят их. И так ли уж правы те, кто считает, что Восток есть Восток, а Запад есть Запад?

А Раден Салех тем временем покоряет Европу. В 1843-1844 он живет в Австрии и Германии (в Дрездене знакомится с Людвигом Тиком, Робертом и Кларой Шуман, Гансом Христаном Андерсеном, Карлом Гутскоу, Оттили фон Гёте), посещает Италию, Францию, в 1846 вместе с французским художником Орасом Верне (1789-1863) несколько месяцев проводит в Алжире. Эти путешествия расширили его кругозор, дали ему возможность познакомиться с разными художественными школами. Но ближе всего его сердцу приходится манера Эжена Делакруа (1798-1863), и он навсегда останется приверженцем романтизма. В 1848 г. Раден Салех снова в Париже, где становится очевидцем революционных боев.

В 1851 г. художник вернулся на родину. Ему было разрешено жить в Батавии и одновременно занимать две комнаты загородного дворца генерал-губернатора в Бейтензорге (ныне Богор). Официально он работал хранителем коллекции картин и реставратором в колониальной администрации (отреставрировал 56 картин и сделал девять копий с портретов генерал-губернаторов), но одновременно много путешествовал по Яве, делал зарисовки, писал портреты, пейзажи и полотна с социально-заострёнными сюжетами: "Пленение Дипонегоро" (1857), "Потоп" (1862), "Лесной пожар" (1863), выступил в качестве иллюстратора учебного пособия по рисованию (46 рисунков).

Картина Радена Салеха "Пленение Дипонегоро"

Картина "Пленение Дипонегоро" ( передана в 1978 г. голландским правительством в дар Индонезии и сейчас хранится в Национальной картинной галерее в Джакарте) предназначалась для короля Нидерландов Виллема III и на первый взгляд являлась иллюстрацией победы колонизаторов. Однако симпатии автора явно на стороне пленённого бунтовщика: его фигура хорошо сбалансированна, в то время как фигуры голландских офицеров лишены пропорции (укороченные туловища, непропорционально большие головы), что, видимо, было призвано подчернуть их напыщенность и надменность. Индонезийский журналист-искусствовед Алви Шахаб без обиняков пишет, что "это революционная и антиколониальная картина".

Деятельность Радена Салеха на родине была многогранной. Кроме живописи, он занимался просветительством, археологическими раскопками на Центральной и Восточной Яве (Сентоло, Мадиун, Баюванги), поиском старых рукописных книг. Он собрал коллекцию окаменелостей, в 1865 г. в Караванг-Селатане нашёл дощечку с надписью султана Агунга.

В 1867-1868 гг. Раден Салех живёт в Джокьякарте - культурной столице Индонезии. Здесь он создает серию портретов султанов Джокьякарты и вторично женится (его первой женой была голландка). Новая жена - яванка из аристократической семьи Раден Айю - приходилась родственницей султану. Покинув Джокьякарту, художник с женой поселился в Бейтензорге недалеко от Богорского ботанического сада. Он много работает, пишет по заказам, которые приходят даже из Европы (например, от императора Австрии Франца-Иосифа I). В 1870 г. он закончил большое полотно "Схватка львов" для прусского императора Вильгельма I, пожаловавшего ему за эту работу орден Короны (картина погибла от пожара во время второй мировой войны). Этим же годом датируются две картины с одинаковым названием "Схватка со львом". В 1871 он создает серию пейзажей, навеянных красотой Богорского сада, в том числе "Вид на канареечную аллею".

Схватка со львами

В 1875-1879 гг. Раден Салех снова в Европе. Опять Голландия, Италия, Франция. Но всё изменилось. В живописи другие направления, другие кумиры. Да и сам он другой, уже не вызывает, как раньше, повышенного интереса публики, никто не сравнивает его больше с принцем Джалмой. Поездка, видимо, утомила художника - по возвращении из Европы утром 23 апреля 1880 г. он почувствовал себя плохо и к вечеру скончался. Похоронен Раден Салех в любимом им Богоре. В 1953 году по указанию президента Сукарно, большого почитателя и знатока искусства, могила была облагорожена. Вокруг неё появились стеллы с барельефами некоторых картин художника.

Раден Салех оставил большое наследие: более 80 картин, которые хранятся в музеях Голландии, Индонезии, Германии, Австрии, Англии, Франции, США, Латвии. В своем творчестве он соединял западноевропейские и индонезийские традиции, тяготея к романтизму и отчасти к реализму. Работал в жанрах анималистики, портрета, пейзажа. Среди его работ: "Между жизнью и смертью" (1848), "Охота на львов" (1841), "Пленение Дипонегоро" (1857), "Потоп" (1862), серия портретов яванских феодальных правителей и др.

Портрет баронессы Ван Альпен

Он считается основоположником современной индонезийской живописи, первым, кто попытался реализовать концепцию межкультурного обмена и дружбы. В альбоме одной из семей, в доме которой он останавливался в Германии, им написано: "Оставайтесь такими, как есть! Следуйте дорогой почитания Всевышнего и любви к ближним! Христиане или мусульмане, все мы предстанем в конце пути перед Троном Господним!"

Наводнение на Яве, 1865

Однако отношение к его наследию в самой Индонезии весьма неоднозначно. Есть немало критиков, которые пытаются поставить под сомнение значимость творчества Радена Салеха, сводя его к прославлению колонизаторов. Но влияние художника на развитие современной живописи в Индонезии несомненно. Не случайно, что на выставке "Манифест" (тема "Разговор через века") в Национальной галерее Индонезии в Джакарте 19-31 мая 2010 г., на которой было представлено творчество 158 художников, начиная с 1850 г., его картины заняли достойное место, а среди полотен других живописцев было немало подражаний или перекличек с картинами Радена Салеха (например, картина Дедди Пау "Буря обязательно пройдёт, Раден!" как реакция на полотно Радена Салеха "Буря", написанное в 1851 году). Об этом же свидетельствует и успех выставки в 2012 г.

 


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
327700  2015-09-14 05:41:25
Дани в Индонезии
- В Индонезии есть много художников, но сегодня многие индонезийские художники, которые отклонились от естественного искусства. действительно жаль.
- Посетите : RCA Sparepart Motor Berkualitas Terbaik Dengan Harga Terjangkau di Indonesia, Спасибо :)

330264  2015-10-24 00:03:19
Скиф-азиат
- Талантливым яванцем заинтересовались при дворе. Раден Салех был принят королём Виллемом I, поддерживал личные контакты с его сыном Виллемом II. Впоследствии он выполнял заказы королевской семьи и некоторые его полотна были приобретены королём.

Русский переплет


Rambler's Top100