TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет


Юрий Нечипоренко

Раз - Доренко, два - Доренко...

 

Как-то года полтора назад я имел несчатье столкнуться в прямом эфире с гоподином Доренко. Сейчас о нем пишут в респектабельных газетах, как о герое информационной войны. Тогда же меня празило физическое ощущение хамства, которое исходило от этого господина. Война, которую он ведет сейчас, разрушительным образом сказывается в первую очередь на нашей культуре. Поэтому я решил передать в РП статью, написанную некогда по горячим следам той встречи.

"Роясь в сегодняшнем окаменевшем г..." (так, без обиняков, выразился Маяковский в своей последней поэме "Во весь голос") наши потомки обнаружат, кроме всего прочего, бабины-бочки "прямых" и "кривых" эфиров Доренко. Что останется от жара склок и гнева проповедей? Уйдет, испарится эфир - зыбкая субстанция, жизнь которой сиюминутна: фьють - и нет ее... Останется призрак опьяненого эфиром ведущего. Час лакомого эфира каждое воскресенье выпивает господин Доренко. Эфир - ценнейшая субстанция, которую Доренко, как повар-самогонщик в колбе телеэкрана, перегоняет в сивуху домыслов и сплетен.

Чем ведает Доренко? Раздорами среди влиятельных лиц, коридорными интригами и банковскими аферами: для обывателя нет ничего увлекательнее сплетен и слухов, инсинуации и инспирации - самые востребуемые жанры рыночной журналистики. Метают громы и молнии друг в друга герои-олигархи - флюидами, энергиями электризованной атмосферы раздора питается их челядь. Здесь Доренко и построил свой лакейский бизнес. Силы общества пущены в распыл, вместе с распадом огромного народного достояния идет распад личностей, деградация ценностей - в ситуации этого всеобщего раздрая (в которой есть нечто сродни ядерной реакции) работает агрегат Доренко.

Среди мрази и миазмов целенаправленно действует аппарат по производству денег из дерьма, утилизации отходов распада. Абсурд модели свободного рынка "терминатор" Доренко доводит до конца: работая на заказ, журналист продает не рукопись, не вдохновение - продает свои услуги, себя - как наемник. ТВ-ведущий - невольник, но не своей чести: невольник чужого бесчестия. Чем более бесчестны его хозяева - тем грубее жмет Доренко, бестактнее передергивает.

Доренко сравнивают со сторожевым псом - псу и принято брать нахрапом, "на арапа", брехать и пускать на ветер свой лай, вызывая раздрай в ушах и душах окружающих. Хозяин построил свой двор так, что лай его шавки разносится по одной шестой части суши. Верность пса хозяину - дело похвальное, но когда человек уподобляется псу - происходит расчеловечивание. ⌠Аналитик■ встал на четвереньки и показывает пример для подражания другим, но в отличии от верного пса он перемигивается с врагами хозяина, предлагает им: "лайте на моего патрона, я пока этого не могу делать - но потом с радостью к вам присоединюсь". Доренко понимает журналистику как способ зарабатывания славы посредством такого перекрестного лая. Тот, кто не участвует в сваре - дурак: умный не может быть бедным, ум оценивается с помощью прейскуранта, чем выше ставка платы за лай - тем больше у журналиста- рыночника умения-ума. Выше всего Доренко ставит "рейтинг" - как клеврет "пылкой и изменчивой толпы", он живет моментом. Доброе имя, след в потомстве, честь и достоинство - обо всем этом речи не идет, система ценностей или мировоззрение - отсутствующие понятия в сознании ведущего: кто будет платить за них?

Большие деньги портят маленьких людей. На самом деле дороже всего стоит то, что не продается. Гонорары американских ведущих потому и превышают жалование Президента США, что они ведут не только мелкую, сиюминутную игру - самостоятельность и оригинальность, независимость и свобода высказывания являются основами журналистской этики - и в этом смысле оказываются в конечном итоге дороже сиюминутной выгоды: человек, который поступается ими, становится профнепрегодным для должности ведущего. Держат его на побегушках - как лакея. Ценности могут быть любыми - традиционными, либеральными, патриотическими - но они должны наличествовать хотя бы в принципе. Абсолютными ценностями Доренко являются его самовыражение и самоутверждение. Нарциссизм ведущих - обязательная приправа к личности, своего рода профессиональный травматизм. Однако стиль этого ведущего - самолюбование сверх меры и вкуса, самолюбование в схватке, упоение собой, своим давлением с экрана, внушительным хамством. Спору нет, человек создан по образу и подобию божьему и обаяние, артистизм ведущего - важны. Но однообразие самовыражения в конце концов надоедает самому терпеливому зрителю. Рано или поздно он задаст вопрос: а что у тебя за душой?

Следователь и судья, художник и актер, творец и творение в одном лице - сам изготовил себя Доренко, себя продает на рынке, как приказчик - и становится товаром: что-то вроде материи и времени. Сколько стоит метр доренко, час доренко? Отмотайте доренко метров десять! Материя эта эфирная, эфимерная, нынче пользуется спросом - есть спрос и на вымыслы и на доносы, на блуд и на мазохизм, на этом рынке тотального расчеловечивания дороже стоит то, что мерзее. Энергия ненависти питает рейтинги: опьяняя сердца обманутых обывателей жаждой мести, журналист разрушает души людей. Доренко - феномен раздора и орудие возмездия, божья кара в исполнении трамвайного хама: по вкусу хозяина. За приватизацией общенародной собственности следует приватизация Апокалипсиса - многие ларечники уже увидели свой личный конец света. Наступает эра приватизация патриотизма - свой, самостийный патриотизм варит в колбе телеэкрана самогонщик Доренко. Но патриотизм этот - показной, маска, прикрытие: так точно проходимцы использовали раньше партийность для достижения карьерных целей. Так же точно и разведчики используют международную журналистику как прикрытие для своей основной работы. Журналист, освоивший в новой рыночной реальности специальность рэкетира, лоббиста и террориста - не теряет ли право именоваться журналистом - если зарплату получает по другому ведомству, за другие услуги? Журналистика - лишь алиби для иного артиста, мастера заплечных дел. Доренко довел до высшей и последней стадии идеи рыночной журналистики. Вместо убеждений и мировоззрения мы видим в глазах журналиста блеск золотого тельца. Ваал превратил тележурналиста в кумира, истукана, глашатая истин рынка. Выгоднее всего - сивуха: максимальный эффект при минимуме затрат.

Маяковский заметил как-то, что в Америке газеты куплены так давно и прочно, что могут считаться неподкупными. Пройдет время - кто вспомнит кустаря Доренко, готового продаваться направо и налево - и щеголять своей продажностью? Настанет пора просвещенного патриотизма и респектабельности, в шею погонят "четвероногих журналистов" и репутация честного человека будет цениться дороже счета в банке. "Материя доренко" выйдет из моды - изгвазданная, полинявшая, у кого-то на стене будет пылится "шкура доренко", а пылкая и ветренная толпа будет пьянеть от иных слов и иные басы будут гудеть в эфире. Прощай, "калиф на час" - ты сделал свое дело, мавр...

Доренко некогда с апломбом заявил, что у него "нет ни капли русской крови". Точно, мавр┘

Доренко душит по субботним вечерам своих врагов, вернее - врагов хозяина. Безобразные "разборки" - выяснения отношений между разными кланами "приватизаторов" вынуждены наблюдать зрители. На это тратятся колоссальные деньги, идет подача энергии на ретрансляторы и телевизоры, энергии, которой не хватает на тепло - не жаль для лая и вони склочных "героев дня".

Теленачальство утверждает: "не нравится - не смотри". Но так можно сказать взрослому человеку, с устойчивой психикой и убеждениями. Но телевизор любят смотреть подростки и дети. Они находят там примеры для подражания, образцы поведения. Зачем детям "киборг" Доренко? Чтобы они учились продаваться? Что это вообще за мода выяснять отношения через СМИ? Получается, что телевидение содержит сообщения, которые адресованы не простому зрителю - а прокурору, мэру или Президенту. Зачем такая растрата энергии - доведение до сведения народа подробностей интриг? Дороже всего ценится внимание - и внимание небогатых людей правители заполняют рекламой и анти- рекламой лиц богатых и влиятельных. Такое впечатление, что ТВ превратился в аппарат по управлению черни, по глумлению над людьми. Многие вообще не смотрят телевизор именно по той причине, что он наполнен сообщениями, которые преследут весьма неблаговидные цели. На майском митинге - "стоянии" православных против политики средств массовой информации речь шла о растлении детей. Власти до того "загнали в угол" определенную и весьма большую часть населения страны - что попы уже "лезут на стену" в самом буквальном смысле слова - пишут на плакатах, где изображены сцены блуда, слова: "Лужков, ты мэр Москвы или Содома"?

Доренко принадлежит той же "содомской" компании - речь идет не о том, кому он служит, а о том, что на ТВ сходятся особые люди - "телеинтеллигенты", которым незазорно служить "прокладками" между рекламами прокладок и противозачаточных таблеток, презервативов и содомских утех. Любопытно, что журналисты из газет и журналов самых разных направлений, собравшись в прошлом году в программе "Пресс-клуб", (которая шла в прямом эфире по каналу "ТВ-центр"), были почти единодушны в своей оценке Доренко. Не потому ли это произошло, что расставшись с кодексом журналистской чести, Доренко выпал из-под опеки и защиты даже самых завзятых либералов. Он довел идеи либерализма до их естественного предела: скотства. Потеряв образ высших ценностей, человек не остановим в своем оскотинивании: отобрав права некогда у Бога, поставив свои прихоти в центр мира, он катится в сторону торжества телесности и становится идолопоклонником. Одни превозносяит в качестве такого идола Прогресс, другие - Свободу, третьи - деньги. "Свято место пусто не бывает" - и конечный итог таких подмен в душе человека - явление жирной самодовольной скотины, которая одинаков мерзка всем. Таких кичливых вельмож мы насмотрелись в советское время достаточно, теперь же нам их подсовывают под новым соусом - как "суперпрофессионалов". Как раз професионализма-то в них явно недостаточно, что видно даже неспециалисту. Недостаток этот и восполнятеся "понтом", показухой, грубостью.

Как Доренко при очевидной профнепрегодности умудрился так нагадить в русском эфире? От кого получил столь высокий пост, за что? Отдает ли себе отчет сей маршал информационных битв в стиле коммунальных дрязг, что вознесло его на телеолимп? Не четырехлетняя ли верная служба в СNN, где он учился комментировать расстрел Парламента в 1993 году и налет боевиков на роддом - называя террористов повстанцами? Не за эту ли службу хронофаг и фанфарон получил в полное пользование драгоценный эфир?

СNN - вот тот волшебный знак, перед которым следует трепетать всем людям туземных культур. Мировая сеть вещания мгновенно кружит голову молодому журналисту - как некогда кружили джинсы и иностранные шмотки. Вот исток превращения Доренко - кодекс его веры, его божество. С пылкостью неофита Доренко верует в торжество новой, небывалой Телецивилизации - и чувствует себя ее посланником здесь, среди убогих берез и трепетных осин.

СNN - "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете будет" Здесь нам сказать нечего - тут "отдыхают" Пушкин и Маяковский: здесь пахнет Высшим Разумом, Саентологией, Инопланетянами, Муном и Джуной, Гофманом и Кастанедой, мистикой Сталина, значительностью Брежнева, Андропова, Черненко - и всей мощью Кириенко...

 

Юрий Нечипоренко

P.S. Впрочем, есть в литературе одна фигура, мечтавшая о "счастливых местах Европы". Повар-бульонщик, брезгливо относящийся к ближним, полный самомнения лакей - звали его Смердяковым, описан в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Он был готов отречься от веры своей, чтобы спасти шкуру. Наш герой - круче: он отрекается от веры мимоходом, не из-за смертельной угрозы, а походя, "профессионально" - сказали ему, что убийц надо назвать повстанцами - назвал, не поморщившись: так велели в CNN.

 

1998

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет


Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100