Стартап CoFlow Jet разработал ветроэнергетическую систему, которая внешне напоминает несколько опор моста, размещенных на корабле. Установка вдохновлена роторами Флеттнера, но не имеет движущихся частей. Цилиндры CoFlow Jet втягивают воздух, сжимают его с помощью импеллера и выпускают под определенным углом, создавая тягу и дисбаланс давления. Эта технология способна сократить расход топлива судна до 90% и легко адаптируется к существующим кораблям.
С ростом цен на топливо и ужесточением экологических норм, требующих от судоходных компаний перехода на углеродно-нейтральные технологии к 2050 году, возникает необходимость в повышении энергоэффективности грузовых судов. Одно из решений — возвращение к использованию парусов. Паруса на протяжении тысячелетий были основным средством передвижения торговых судов, вплоть до послевоенного периода. Однако традиционные парусники требовали большого экипажа и сильно зависели от ветра. При недостаточной силе ветра или его неправильном направлении эффективность падает, а при штиле судно вовсе не может двигаться.
После появления паровых и дизельных двигателей, предлагавших более низкие трудозатраты и постоянный источник энергии, паруса стали использоваться лишь для отдыха и исследований. Сегодня наблюдается возрождение интереса к ветроэнергетике в морском транспорте, поскольку судоходные компании стремятся сократить расходы на топливо. Современные технологии позволили отказаться от громоздких парусов и мачт в пользу более эффективных решений. Сегодняшние ветровые системы используют воздушных змеев, жесткие или надувные паруса или даже сам корпус судна для получения энергии от ветра.
Геченг Чжа, профессор аэрокосмической инженерии и директор лаборатории аэродинамики и вычислительной гидродинамики Университета Майами, разрабатывает систему, основанную на принципе работы роторов Флеттнера, изобретенных в 1920-х годах, но с внесением существенных изменений.
Роторы Флеттнера представляют собой большие вращающиеся цилиндры, создающие аэродинамическую тягу перпендикулярно направлению воздушного потока. Разработанные Чжа цилиндры CoFlow Jet работают по иному принципу: они не вращаются, а втягивают часть воздуха, проходящего через них, а затем сжимают его с помощью импеллера и выпускают под определенным углом через выходное отверстие. Это создает дисбаланс давления и значительную тягу, распространяющуюся по всей длине цилиндров.
Эта высокоэффективная ветроустановка может обеспечить 100% необходимой тяги для движения судна благодаря высокому коэффициенту подъемной силы и снижению сопротивления. В отличие от роторов Флеттнера, у системы нет движущихся частей. Утверждается, что установка позволяет сократить расход топлива на крупных грузовых судах до 50%, а на небольших — до 90%.
Такие утверждения могут показаться преувеличенным, но традиционные парусные суда способны достичь нулевого потребления топлива (то есть сократить его расход на 100%) при благоприятных ветровых условиях. Новую систему можно установить на уже существующие суда, а цилиндры при необходимости убирать для входа и выхода из гавани. По словам Джа, главное преимущество технологии — экологичность. Судоходство отвечает за 3% глобальных выбросов парниковых газов, и отрасль нуждается в декарбонизации.
По информации https://hightech.plus/2024/08/04/cilindricheskie-parusa-pozvolyayut-snizit-rashod-topliva-u-gruzovih-sudov-na-90
Обозрение "Terra & Comp".