14.10.2019

Изучение разрезов в Якутии позволит новосибирским ученым реконструировать древнее геомагнитное поле Земли

Новосибирские геологи провели новую экспедицию в Якутию – на Оленекское поднятие, в район среднего течения реки Хорбусуонки, где расположены интереснейшие разрезы, и представлена наиболее полная геологическая летопись вендского периода геологической истории, охватывающей интервал в 635–540 млн лет назад.

Экспедиция была организована в рамках федерального целевого проекта по повышению конкурентоспособности университетов России 5-100, по направлению «Геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты», которое развивается Геолого-геофизическим факультетом Новосибирского государственного университета в тесном сотрудничестве с исследовательскими институтами геологического профиля Сибирского отделения РАН.

В состав экспедиции кроме сотрудников и студентов НГУ вошли специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН. О первых итогах экспедиции и ее значении для дальнейших исследований арктического региона Сибири рассказывает Дмитрий Васильевич Метелкин – главный научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, профессор кафедры общей и региональной геологии ГГФ НГУ, доктор геолого-минералогических наук.

Почему именно Оленекское поднятие?

Разрезы в районе реки Хорбусуонки являются уникальным объектом для расшифровки истории формирования современной структуры Арктической части Сибири, реконструкции среды обитания и эволюции биосферы, связи этих процессов с изменениями геомагнитного поля и другими глобальными событиями одного из самых переломных этапов в летописи нашей планеты.

– Вендский период – это время, когда на Земле существенно изменились физико-географические условия, что, в том числе, выразилось в резком, взрывном характере эволюции жизни, – отмечает Дмитрий Метелкин. – По сути, все основные геологические законы, по которым наша планета развивалась последние полмиллиарда лет и продолжает свое развитие сегодня, были заложены именно тогда. Переломный характер отмечается практически во всех геосферах, в том числе в строении магнитного поля Земли. Судя по имеющимся палеомагнитным данным, его напряженность могла быть на порядок меньше современной, и привычная дипольная конфигурация нарушалась. В чем причины таких глобальных вариаций, как они связаны между собой – эти вопросы являются отдельными сторонами той фундаментальной научной задачи, над решением которой мы собираемся работать в тесной кооперации с лабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН.

Разрезы на реке Хорбусуонке уникальны по многим характеристикам, но, в первую очередь, это их представительность, пригодность для непосредственного визуального наблюдения и изучения. Пожалуй, другого места, где столь детально обоснованы главные рубежи вендского интервала геологической истории, практически нет не только в России, но и в мире. Можно сказать, что единственным «недостатком» этого эталонного геологического объекта является его транспортная трудноступность. Добраться сюда крайне сложно и передвижение от места к месту также затруднено. В этом году из-за засухи уровень воды в Хорбусуонке упал очень сильно, из-за чего месячная экспедиция в июле-августе выдалась крайне тяжелой. Тем не менее, результаты экспедиции стоят затраченных усилий и рисков. Исследуя разрез, специалисты могут проследить множество фундаментальных процессов, происходивших сотни миллионов лет назад.

Что уже сделали специалисты ИНГГ СО РАН и НГУ?

Ранее ученые ИНГГ СО РАН и НГУ уже неоднократно исследовали разрезы района реки Хорбусуонки. В основном, на предмет остатков ископаемых организмов, следов их жизнедеятельности для реконструкции условий обитания, эволюции форм жизни, а также обоснования геологического возраста пород и событий на территории современной Арктической Сибири. В частности, эту работу уже много лет ведет лаборатория палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН – в данной экспедиции ее представлял старший научный сотрудник кандидат геолого-минералогических наук Константин Евгеньевич Наговицин.

Для Дмитрия Васильевича Метелкина это был первый выезд на разрезы р. Хорбусуонки и ему удалось собрать обширный материал для проведения палеомагнитного анализа, выяснения вопросов эволюции магнитного поля Земли в то время. Отобранные образцы позволят не только реконструировать параметры и конфигурацию древнего магнитного поля, но и решить вопросы палеогеографии, уточнить положение северной окраины древнего Сибирского палеоконтинента, увязать ее с эволюцией структур смежных океанов и со строением современного шельфа Арктики.

– Работы на этом разрезе позволят нам прояснить не только вопросы, связанные с древним геомагнитным полем и эволюцией биосферы, но и представят основу для решения ряда других фундаментальных и прикладных геологических задач, – говорит Дмитрий Метелкин. – В частности, есть пока масса не проясненных вопросов по вулканизму, который проявляется в арктических районах и на изученной территории, по эволюции процессов осадконакопления в древних бассейнах Сибири и многое другое.

Сейчас ученые ИНГГ СО РАН и НГУ анализируют собранные коллекции – первые результаты могут появиться уже в конце 2019 года. Дмитрий Метелкин подчеркивает, что материал является очень перспективным, и, если итоги исследования оправдают ожидания специалистов, не исключена повторная экспедиция на берег Хорбусуонки.

По информации https://scientificrussia.ru/news/izuchenie-razrezov-v-yakutii-pozvolit-novosibirskim-uchenym-rekonstruirovat-drevnee-geomagnitnoe-pole-zemli