Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Yuli! Развеселить! Но знаете ли,
что ваша история была почти
безнравственна? Я уже не говорю:
неприлична, это само собой... И нас же, нас хотели
заставить смеяться, то есть поддакивать
вам, поддакивать грубому и
неприличному поступку, и вс╦ потому
только, что вы хозяин этого дома! Воля
ваша, полковник, вы можете сыскать
себе прихлебателей, лизоблюдов,
партнеров, можете даже их выписывать
из дальних стран и тем усиливать свою
свиту, в ущерб прямодушию и
откровенному благородству души; но
никогда Фома Опискин не будет ни
льстецом, ни лизоблюдом, ни
прихлебателем вашим! В чем другом, а
уж в этом я вас заверяю!..
- Самоубийце!
Ха-ха-ха! да вы после этого и в зубной
боли отыщете наслаждение !
- Yuli!
Спрашиваю вас потому, что
дорожу мнением истинно умных людей,
а не каких-нибудь проблематических
умников, которые умны потому только,
что их беспрестанно рекомендуют за
умников, за ученых, а иной раз и
нарочно выписывают, чтоб показывать
их в балагане или вроде того.
- Фома Фомич, извольте объясниться, как это можно "посеять нравственность"? Нравственный закон, как это и открылось однажды кенигсбергскому доценту, внутри нас. Как можно нравственность посеять - это самонадеянность хуже полковничьей. Что может сделать человек благонамеренный, так это споспешествовать тому, чтобы нравственный закон был выказан наружу, чтобы не дремал он всю жизнь в темном подвале души, а показался бы вдруг зримо и ярко в поступке и в слове.
Возьмем и войну в пример - причины оной могут быть весьма сомнительны, но солдат, грудью заслоняющий друга своего от вражеской пули есть нравственный человек.
Нравственным может быть и тиран, ежели спасает людей от тирана многократно более жестокого и злого, ибо если узреть итоги сего деяния, то спасены будут жизни человеческие, которых дважды не бывает.
Так что это за явление "внутри нас", присмотримся поближе - а не разум ли это во всем своем блеске, таком ярком блеске, что мы и сами его не узнаем, привыкши видеть его в рабочей одежде, скромно помогающего нам добывать хлеб свой?
Истинно, нравственный закон и есть высшее проявление разума, но уже не того, что внутри нас, а того, что везде и всюду.
- Так как на вопросы мои о счастье я через
мое же сознание получаю от природы лишь
ответ, что могу быть счастлив не иначе, как
в гармонии целого, которой я не понимаю, и
очевидно для меня, и понять никогда не в
силах -
Так как природа не только не признает за
мной права спрашивать у нее отчета, но
даже и не отвечает мне вовсе - и не потому,
что не хочет, а потому, что и не может
ответить -
Так как я убедился, что природа, чтоб
отвечать мне на мои вопросы,
предназначила мне (бессознательно) меня
же самого и отвечает мне моим же
сознанием (потому что я сам это все говорю
себе) -
Так как, наконец, при таком порядке, я
принимаю на себя в одно и то же время роль
истца и ответчика, подсудимого и судьи и
нахожу эту комедию, со стороны природы,
совершенно глупою, а переносить эту
комедию, с моей стороны, считаю даже
унизительным -
То, в моем несомненном качестве истца и
ответчика, судьи и подсудимого, я
присуждаю эту природу, которая так
бесцеремонно и нагло произвела меня на
страдание, - вместе со мною к
уничтожению... А так как природу я
истребить не могу, то и истребляю себя
одного, единственно от скуки сносить
тиранию, в которой нет виноватого
- И дедушке Коту!
Ты, может быть, сам масон!
- Дедушке Коту!
А! стыдно сказать!
- Дорогая Маша! Не слушайте напыщенных психоаналитических плутов, ловко сшибающих денежки с доверчивых обывателей. Стихи - это стихи (не больше, но и не меньше). Простите, что смею советы давать. Благодарю за неизменно высокое внимание. Целую ручки.
- Осмелюсь предложить благосклонному и неблагосклонному вниманию высокой публики свою новую заметку.
- Сосуществуя в системе
сюжетных отношений, эти герои-идеи образуют
какую-то виртуальную реальность.
- Yuli!
Вот этого-то ответа я и
добивался, полковник! Стыдно сказать, а
не стыдно делать? Вот нравственность,
которую вы посеяли, которая взошла и
которую вы теперь... поливаете.
234405 ""
|
2001-11-11 14:33:26
|
[212.192.230.110] |
|
- К вопросу о тех, кто "без страха и упрека". Их уважали, когда они вещали истину... Которую постигали при помощи деревянной линейки. Сейчас, вооружившись удобными инструментами для запудривания мозгов обывателю (под страшным названием "столько-то Гигагерц"), они способны только на "правдоподобные рассуждения"... И нагло требуют за это денег!
- Продолжаю спокойно о людях с крепкими
нервами, не понимающих известной
утонченности наслаждений. Эти господа при
иных казусах, например, хотя и ревут, как
быки, во все горло, хоть это, положим, и
приносит им величайшую честь, но, как уже
сказал я, перед невозможностью они тотчас
смиряются. Невозможность - значит
каменная стена? Какая каменная стена?
Ну, разумеется, законы природы, выводы
естественных наук, математика . Уж как
докажут тебе, например, что от обезьяны
произошел, так уж и нечего морщиться,
принимай как есть. Уж как докажут тебе,
что, в сущности, одна капелька твоего
собственного жиру тебе должна быть дороже
ста тысяч тебе подобных и что в этом
результате разрешатся под конец все так
называемые добродетели и обязанности и
прочие бредни и предрассудки, так уж так и
принимай, нечего делать-то, потому дважды
два - математика. Попробуйте возразить.
"Помилуйте, - закричат вам, - восставать
нельзя: это дважды два четыре! Природа вас
не спрашивается; ей дела нет до ваших
желаний и до того, нравятся ль вам ее
законы или не нравятся. Вы обязаны
принимать ее так, как она есть, а
следственно, и все ее результаты. Стена,
значит, и есть стена... и т. д., и т. д.".
Господи боже, да какое мне дело до законов
природы и арифметики, когда мне
почему-нибудь эти законы и дважды два
четыре не нравятся? Разумеется, я не
пробью такой стены лбом, если и в самом
деле сил не будет пробить, но я и не
примирюсь с ней потому только, что у меня
каменная стена и у меня сил не хватило.
- В Интернете, где полностью отсутствуют запоры и капканы для
отлова обнаглевшего обывателя, заурядные болтуны учат жить
сообразительных и талантливых людей, наслаждаясь полной
свободой творчества. До изобретения Интернета они никогда не
бывали допущены к общению с серьезными господами,
довольствуясь сплетнями и подглядыванием в скважину, теперь от
них нет никакого спасения.
- ВМ!
Повторяю, усиленно
повторяю: все непосредственные люди и
деятели потому и деятельны, что они тупы
и ограничены. Как это объяснить? А вот
как: они вследствие своей ограниченности
ближайшие и второстепенные причины за
первоначальные принимают, таким образом
скорее и легче других убеждаются, что
непреложное основание своему делу нашли,
ну и успокоиваются; а ведь это главное.
Ведь чтоб начать действовать, нужно быть
совершенно успокоенным предварительно, и
чтоб сомнений уж никаких не оставалось.
Ну а как я, например, себя успокою? Где у
меня первоначальные причины, на которые
я упрусь, где основания? Откуда я их
возьму? Я упражняюсь в мышлении, а
следственно, у меня всякая первоначальная
причина тотчас же тащит за собою другую,
еще первоначальнее, и так далее в
бесконечность. Такова именно сущность
всякого сознания и мышления. Это уже
опять, стало быть, законы природы.
- Одному коллежскому асессору!
Вы бы с печки слезли, болтать перестали бы и сделали дело какое дельное!
- Ты, может быть, сам масон!
- Скажите мне вот что: отчего так
бывало, что, как нарочно, в те самые, да, в
те же самые минуты, в которые я наиболее
способен был сознавать все тонкости "всего
прекрасного и высокого", как говорили у нас
когда-то, мне случалось уже не сознавать, а
делать такие неприглядные деянья, такие,
которые...ну да, одним словом, которые хоть
и все, пожалуй, делают, но которые, как
нарочно, приходились у меня именно тогда,
когда я наиболее сознавал, что их совсем бы
не надо делать? Чем больше я сознавал о
добре и о всем этом "прекрасном и
высоком", тем глубже я и опускался в мою
тину и тем способнее был совершенно
завязнуть в ней.
- Стать русскими во-первых и прежде всего. Если
обще-человечность есть идея национальная русская, то
прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим
собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать
русским значит перестать презирать народ свой. И как
только европеец увидит, что мы начали уважать народ
наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он
нас самих уважать. И действительно: чем сильнее и
самостоятельнее развились бы мы в национальном духе
нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской
душе и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее.
Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а
выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем
другие. Став самими собой, мы получим, наконец, облик
человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного
существа, а не раба, не лакея, не Потугина; нас сочтут
тогда за людей, а не за международную обшмыгу, не за
стрюцких европеизма, либерализма и социализма.
-
- Знаменательная дата. Забыл написать, что знаменитую главу "Великий Инквизитор" можно почитать в разделе "Русского переплета" "Современная русская мысль".
234395 ""
|
2001-11-11 09:43:03
|
[193.229.159.3] Суси |
|
- Дедушке Коту.
Учился я в Латвийском университете им.П.Стучки. Сильный был преподавательский состав. Наш латинист, фанатик, писал стихи на латинском. Немало было докторов наук. Некоторые предметы вел Боярс, нынешний лидер латвийских социал-демократов и член Сейма.
- Нет, уважаемый Кот Вася, поверьте, я очень хорошо подумал. Именно поэтому я и написал, что способность эта развивается так же, как и физические способности. И сравнение тяжёлой атлетики с физмат подготовкой тоже, поверьте, отнюдь не случайно. Здесь на форуме кто-то об этом уже говорил, но для вас я разверну эту мысль отдельно.
Большинство людей способно поднять (толкнуть) штангу в собственный вес, чтобы поднять в полтора-два раза больше, необходимы тренировки, а значит терпение и упорство. Хочу подчеркнуть, умение поднимать штангу само по себе не представляет ценности, важен побочный результат, следствия, и они то как раз для большинства людей очевидны. С физикой-математикой то же: важно не само умение задачки решать, а умение думать, оно в человеке развивается так же, как и мускулатура. Причём развивать свою голову можно и в гуманитарной области, но спортивной аналогией этому будет бег трусцой или аэробика.
- Ага, колесо надо было запрещать в свое время.
IMHO, написано плохо, это если по сути, потому как новая мифология изобретается и на мифах базируется (могу подробно и нудно изложить, что не так), а по форме хорошо, экспрессивно.
- Дорогой Дедушка Кот! Наверное я не совсем корректно выразилась, чем ввела Вас в заблуждение - я тоже не являюсь поклонницей Фрейда, более того, пытаюсь, в меру своих сил бороться с его надуманными идейками. Но сам Фрейд еще цветики! Есть масса его "продвинутых" учеников, на все лады засоряющих эфирное пространство революционными теориями повсеместной сексуализации всех видов человеческой деятельности. Обиднее всего за поэзию, наиболее беззащитную перед самоуверенным трактованием, настолько далеко отстоящую от психоанализа, что разговор поэта и психоаналитика напоминает, извините за банальность, беседу глухого со слепым. (Хотя были прецеденты - отношения Рильке с Лу Андреас Соломе, но, не зная подоплеки, не берусь оценивать этот факт.)Господа Ранк и Сакс УТВЕРЖДАЮТ, что стихосложение подобно половому акту, т.к. в основе и того, и другого лежит ритм. Расцениваю это как вандализм и намерено не употребляю прошедшего времени, так как у преступлений есть только одно время - настоящее.
Прошу прощения за пафос, еще раз оговорюсь, чтобы не быть понятой превратно - любовные и сексуальные переживания прекрасны, но нельзя приводить все к единому знаменателю, особенно там, где правят творческие силы Ее Величества Души.
- Старый Брехун, труждавшийся в ночи, а ныне собирающийся перемещаться под диван, желает завсегдатаям и гостям Русского Переплета покойного сна и сладких снов.
- Эпиграф: "Легко догадаться, о чем думает простой человек - о простых вещах." господи, есть ведь на свете счастливые люди...
-
-
- Отлично написано. Похоже на Фицжеральда(у него были такие строчки) и в чем-то на Лондона, что-то очень знакомое читалось за строчками. Вроде-бы где-то я видел этот взгляд на вещи.
Но о самом тексте. Да, есть точка зрения "наука это всего лишь дорогая игрушка для взрослых" (c) Велихов кажется.
А вообще неплохой удар в подбрюшье
Вобщем отлично написано...
- Так зло и едко о естественниках-физиках-математиках-"технарях" мог написать только истинный и истовый гуманитарий, если... имел бы хоть какое-то представление о том странном мире идей и вещей, где Вы живете...
- Валерию Суси
Дорогой Валерий! А ГДЕ Вы учились на юридическом?
-
- Предивно, пречудесно и преполезно! Ура!
- Господин Боинг изволит писать: "вобщем Джойс это не Гончаров или Некрасов". Истинно так...
- Валерию Суси.
Как всегда благодарю за высокое внимание. Русский Переплет любезно опубликовал мою (в соавторстве с Д.И.Луковской и В.И.Морозовым) большую работу о М.М.Сперанском:
http://www.pereplet.ru/XPOHOC/libris/speran01.html
- Андрею Журкину.
Весьма взволнованный и нетривиальный взгляд на роман. Очень интересно.
234379 ""
|
2001-11-10 23:05:44
|
[193.229.159.3] Суси |
|
- Дедушка Кот, личность Сперанского, помнится, сильно заинтересовала меня в студенческие годы, поскольку учился я на юридическом, а на этом факультете невозможно было пройти мимо такой значительной фигуры, какой, конечно же, был Сперанский. Так что мне пришлось поштудировать его Гражданское Уложение, о чем, разумеется, ничуть не сожалею.
Было очень интересно узнать из вашего материала о редких подробностях, связанных с этим незаурядным человеком. Спасибо.
Принципиальному:
Насчет терпения и упорства - это вы верно, без этого ни "физику", ни "лирику" не обойтись. Да и к знаниям я, разумеется, отношусь с уважением. Честно говоря, мне кажется, что спор между технарями и гуманитариями надуман, от скуки он, от лукавого. На самом-то деле мир нуждается и в тех, и в других, понятно.
Юлий Борисович, оба ваших поста великолепны. Но гуманитариев все же вы уделали более смачно.
234378 ""
|
2001-11-10 23:00:37
|
[195.34.133.68] Кот Вася |
|
- Уважаемый Принципиальный господин!
Вы написали следующую фразу:
"А вот что касается способности подумать, это, как и способность поднять штангу весом 100-150 кг., зависит исключительно от терпения и упорства самого человека".
Мне кажется, Вы не подумали, прежде чем это написать.
234377 ""
|
2001-11-10 21:20:05
|
[195.34.133.62] Кот Вася |
|
- Меня спрашивают, что я думаю о Сахарове.
Что может кот сказать о колоритном человеке? Только хорошее, конечно.
Сахаров прожил совершенно необычную жизнь. Он напоминал юного монашка, никогда не покидавшего обитель и наказанного настоятелем за ересь.
Один из уважаемых господ возмутился тем, что Сахаров не забывал вызывать персональную машину. Это персональная машина была для него просто частью монашеского быта, как посох, к примеру.
Идеи Сахарова были абсолютно непрактичны, ибо, как уже было сказано, ничего о жизни он не знал, и ничего, кроме составления уравнений и левитации в мире формул, не умел.
Честный и наивный, он не вписывался в извращенный и суровый быт монастыря. Не вписался бы и сегодня. Заслуга его в том, что он ненавязчиво напомнил всем, что следует быть людьми честными и благородными. Если хотя бы десять человек, послушав Сахарова, устыдились, то Сахаров выполнил свой монашеский долг. Вечная ему память.
234376 ""
|
2001-11-10 20:42:18
|
[195.34.133.62] Yuli |
|
- Почему естественников тоже надо бы сбрасывать со скалы в детстве.
Как я уже говорил, Дискуссионный клуб Переплета включает в себя и естественников. Кто же это такие?
Имеются в виду ученые, занятые естественными науками (математики стоят несколько в стороне),а также инженеры, врачи, агрономы, и прочие образованные господа, имеющие дело с материальными объектами. Программисты не входят в это число, так как для программирования образования не требуется. (Программу "Hello, World", которая ничем принципиально не отличается от "Windows XP" легко составит ваш двенадцатилетний сын. Чтобы написать "Windows", требуется несколько десятков пацанов и несколько не слишком образованных взрослых). Математика же в некотором смысле подобна литературе, так как является идеальным отображением реальной действительности, но в отличие от литературы, она однозначна. В литературе, например, "три мушкетера" означает "три мушкетера и Д'Артаньян", в математике же всегда три мушкетера равны трем мушкетерам. Математики придумали еще и "просто три", безотносительно к тому, что подлежит счету, а затем вообще заменили цифры знаками, например они говорят "икс равен а".
В этом месте нормальные люди перестают понимать математику, так как не могут себе представить, что такое "просто три", не говоря уже о совершенно потусторонних иксах. Правда, проникновение ленивого гуманитарного начала в математику, вызванное ее близостью к литературе, породило проблемы типа "Существовал ли сет Мандельброта до того, как Мандельброт его открыл", однако эти проблемы представляют собой нечто вроде ракушек, которые прилипли к днищу корабля, но сами частью корабля не являются.
С естественными науками математику сближает то, что если разные математики решают одну и ту же задачу, то у всех получается одинаковый ответ. Это знает каждый из тех, кто в школе списывал у соседа. Не все математики уверены, к сожалению, что это верно, но об этом - особый разговор.
У нормальных ученых, не слишком злоупотребляющих математикой, результаты опыта в одинаковых условиях всегда одинаковы, то есть Шарик пускает слюни совершенно так же, как и Жучка. (Обратите внимание, что здесь что-то не так: Шарик-то - не Жучка! Но об этом тоже позже.) На принципе обязательной воспроизводимости опытов основана вся наука, а также сеть ресторанов "Макдональдс".
Расцвет науки и техники в концу девятнадцатого века породил всеобщее уважение толпы к ученым и инженерам. Слово "инженер" еще в десятые-двадцатые годы прошлого столетия произносилось с придыханием. В белой фуражке, чисто выбритый и трезвый, инженер принадлежал к высшей касте, с которой в то время купцы и менялы не могли себя и рядом помыслить. Об ученых складывали легенды, вроде известных историй с галошами, в которых подчеркивалось, что это не столько люди, сколько небожители.
К концу века все резко изменилось. Купцы и менялы власть инженерам не отдали. Все вернулось на круги своя. Еще в восьмидесятые годы один крупный изобретатель рассказывал мне, как купцы в Америке дали ему понять, что не он, изобретатель есть главное действующее лицо, а они, денежные мешки, и что он ровным счетом ничего не стоит, а они могут найти изобретателей столько, сколько им надо, и за гроши. Разговоры о научном и техническом прогрессе для купцов есть пустой звук, поскольку для них прогресс есть процент, и ничего более.
Презрение купцов к ученым и инженерам передается и обывателям, которые с наслаждением топчут бывших "властителей дум", не понимая, что растаптывают они, прежде всего, собственные интересы. Нормальный научно-технический прогресс прекратился, вперед движется только то, что способно принести немедленную и крупную прибыль. Напомню, что в США, например, финансирование самых масштабных проблем прекращено: ни тебе ускорителей, ни термояда - купцам это ничего не сулит в срок, сравнимый с активным жизненным периодом, который равен приблизительно тридцати годам. Все, что не обещает прибыли раньше, чем за половину этого срока, купцов не интересует.
Из гордого и независимого сообщеста, ученые и инженеры постепенно превращаются в купеческих лакеев, униженно заглядывающих в глаза своих хозяев в ожидании подачки.
Ссылки на то, что многие ученые финансируются государством, мало что изменяют в этой картине - государство у купцов, как и подобает, купеческое. Извечное человеческое стремление к знанию удовлетворяется сегодня чаще всего абсолютно извращенным путем - за счет исследований в области вооружений. Добром это кончиться не может, все это понимают, но невозможно сегодня сделать что-нибудь наперекор купеческим порядкам. Естественно, не бывает правил без исключения и порой купцы-ухари отваливают миллионы на "чистую" науку, но эти исключения весьма далеки от правила.
Если посмотреть на вещи реально, то сегодня таланты и труды естественников направлены в итоге на то, чтобы изгадить землю и извести людей. Не подумайте, что я преувеличиваю. Посмотрите на автомобили - их специально делают так, чтобы менять через каждые пять лет, а "старые" отправляют на свалки или в неразвивающиеся страны. Один и тот же автомобиль вполне может служить человеку в течение всей его жизни, но это невыгодно купцам. Талантливые люди - конструкторы вычислительных машин, обслуживают сотни миллионов идиотов, любителей подергаться за нелепой компьютерной игрой. Источники чистой энергии - прежде всего преобразователи солнечной энергии в электрическую - развиваются очень медленно, потому, что это невыгодно нефтяным монополиям. Можно с полным основанием предположить, что если бы в развитие солнечной энергетики были бы вложены такие же силы и средства, как, например, в атомную бомбу, проблема уже была бы решена.
Подведем итоги. Похоже, что "естественники" сегодняшнего дня превратились всего лишь в тупое орудие купцов-нанимателей.
Я думаю, вы запомнили, как различить будущего естественника еще в детстве - он задает много вопросов родителям и в тихом углу разбирает ваш мобильный телефон. Сгребите дитя в охапку и безжалостно сбросьте со скалы. Оно погубит человечество.
Назад
Далее