Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Поздравляем наших авторов с викторией на Апенинах!
247298 ""
|
2002-07-16 21:09:18
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Синтез вируса эффектный результат, но не более. Здесь нет ничего потрясающе революционного. Если у вас есть подходящий бульон, в котором плавают вирусные РНК и вирусные белки, то в этом бульоне самоорганизуются вирусные частицы. Т.о. чтобы создать вирус, вы должны лишь синтезировать эти два типа его компонент. Синтез белков с заданной последовательностью реализован давно. Более того, сейчас этот трудоемкий процесс уже автоматизирован есть специальные машины: вы задаете желаемую последовательность и получаете готовый продукт. Сами последовательности вирусных белков также известны. Синтез РНК с заданной последовательностью, насколько я понимаю (я не специалист), вещь более сложная, но и это уже делается. Геномы вирусов также известны. Т.о. по известному шаблону воспроизвели давно изученный объект, который, к тому же, сложно назвать в полном смысле живым объектом. Но, да, принципиально продемонстрировано, что подход работает и потенциально допускает создание вирусов и с произвольной, доселе неизвестной генетической информацией. Еще бы понять (а до полного понимания еще очень далеко), как эта информация завязана с функциональными свойствами вирусной частицы, и можно создавать разные забавные штучки. Более "живучие", чем гомо сапиенс.
247297 ""
|
2002-07-16 21:01:29
|
[212.192.35.193] РТФ |
|
- Ув. г-н Закиев, вы, как я понимаю, находитесь в монохроматичном
состоянии души и пытаетесь встать в позу "доколе!". Не надо,
лучше перечитайте местного Монтеня-
Вселенная - величайший эксперимент, с помощью которого Высший Разум доказывает нам, что
он существует.
и улыбнитесь :)
-
247295 ""
|
2002-07-16 20:43:40
|
[193.233.41.172] Закиев |
|
- Это потому ув. РТФ, что до Вас еще не дошла сакраментальная необходимость начальственного надзора над Вашим, пардон, умишком. Слабы мы-с. Слабы....
247294 ""
|
2002-07-16 20:37:29
|
[212.192.35.193] РТФ |
|
- Я заглядываю сюда исключительно как в зоопарк, ключевые слова:
кошкарий, Куклачев, и кукрыниксы.
247293 ""
|
2002-07-16 20:22:36
|
[193.233.41.172] Закиев |
|
- Ув. Шурале. По моему частному мнению, после известных, совсем недавних событий на РП, мы все, сюда заходящие, должны проникнуться свежей мыслю о неколебимости и важности теперь уже и сетевого феномена - НАЧАЛЬСТВА. Да, как известно: "Начальство свыше нам дано. Замена счастию оно". Судя по всему, сей феномен имеет глубокий сакраментальный смысл. Ну скажите мне, например, о какой свободе своего "текстовыделения" Вы можете говорить, если перед началом этого акта Вы не соразмерили свою текстовую поступь с ожидаемым (и всячески предугадываемым) мнением начальства. Да и зачем, скажите, нам сирым сим, нужна ета свобода? После довольно долгих размышлений над дискуссиями, состоявшимися в ДК РП, а также выкриками отдельных вольноопределяющихся, отправленных на гауптфахту, наконец и до меня дошло то, что мы здесь моделируем ту милую нашему сердцу ситуацию, которую можно обозначить как трепетную взаимолюбовь и взаимоуважение между солдатами и их командиром отдельного N-ского полка М - й дивизии. Все мы, согласно уставу гарнизонной службы, должны при малейшем сомнении в правильности оценки наших поступков отцом-командиром жаловаться и доказывать обратное именно ему - отцу нашему. Попытки жаловаться на самого отца непосредственно дивизионному начальству, как и положено в армии, пресекаются на корню. К чему это я? Да к тому, что судя по Вашим последним постам и Вы решились стать на совершенно неправильную стезю. Вы, как и, к примеру, ув. Шиншин стали задаваться вопросом о правомерности или даже сгущу краски - предопределенности и мудрости нашего начальства. Это совсем не красит Вас. Подобное уже свершалось в истории не только ДК РП, но и берите выше - в истории нашей многострадальной Родины. Усомнившись в высокой миссии имевшегося начальства мы норовили заменить его на менее свыше предопределенное. И докатывались, то до полетов в космос, то до свободного текстовыделения в лицо нашим благодетелям. Остановитесь. Гульните по настоящему - купите на всю свою зарплату целых два стакана воды из крана в Вашей квартире и пия ее задумайтесь о вечном - о литературе, например. Думки такие в наших сирых мозгах не могут, как Вы сами понимаете, течь без отеческого надзора. Не к лицу нам такое и не по чину. Да и потом кланяться нужно. Что это Вы как будто деревянный аршин проглотили? Всех Вам благ....
- Вирус есть нуклеиновая кислота, обмотанная белком, и больше ничего. Вне клетки любой вирус - вещество, а не существо. Некоторые вирусы можно в кристаллическом виде выделять. Лично я не вижу ничего сногсшибательного в синтезе вируса, к тому же одного из самых простых, как они сами признаются. Сделать же простейшую живую клетку, или даже хотя бы какой-нибудь ее органоид, современная наука не в состоянии.
247291 ""
|
2002-07-16 19:53:39
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Вселенная - величайший эксперимент, с помощью которого Высший Разум доказывает нам, что он существует.
247290 ""
|
2002-07-16 19:47:35
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Когда говрят о синтезе вируса, речь не идет о методах. Даже если бы оказалось, что вирус можно сделать на кухне напильником, это в любом случае явилось бы вехой - вирус есть живой функционирующий объект.
С точки зрения истории науки ситуация здесь весьма нестандартная. В сущности, такие опыты перечеркивают наши представления о "живой" и "неживой" материи и значение этого опыта после него как это ни странно, не столь существенно, как до него.
Тем не менее, когда стираются грани между живым и неживым, это означет еще одну победу разума над предрассудками.
247289 ""
|
2002-07-16 19:36:52
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Коты, в отличие от людей, шутки понимают и стирать их требуют только в шутку. Напротив, любая шутка способствует росту популярности кота и его успеху у кошек, что особенно важно.
- По поводу искусственного вируса полимилита - если г-н Юлий немного подумает, из чего его (вируса) сваяли, то он, несомненно, догадается, что ни о каком обращении "неорганической материи" в "органическую" речи нет. Сборка вируса была, конечно, более сложным делом, чем, скажем, сборка какого-нибудь природного фермента из аминокислот, но принципиальной разницы здесь нет. На мой взгляд, сие достижение имеет смысл сугубо номинальный - вот что могут американские ученые, когда им нечем больше заняться.
- Шурале, шершень шершавый, ты зачем ужалил маленькую девочку?
247286 ""
|
2002-07-16 18:36:22
|
[195.208.220.226] |
|
-
247285 ""
|
2002-07-16 13:46:57
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Уважаемый ВМ!
Сотрите, пожалуй, мое сообщение 27009.
Хотя котяра, конечно, зарвался, но мне тяжело видеть его усатую морду надутой и обиженной. Я люблю животных и давно состою в Обществе их охраны.
Милостивый государь Порфирий Иванович!
Разрешите засвидетельствовать и Вам мое почтение!
Надеюсь искренне, что вмешательство Ваше поспособствовать будет дальнейшему исправлению предерзостного доселе поведения "кота Васи", равно как и очищению клобного журнала от записей непотребных.
247284 ""
|
2002-07-16 11:11:36
|
[10.0.0.6] qwerty |
|
- На холодной земле стоит город большой.
Там горят фонари, и машины гудят.
А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
А вокруг благодать - ни черта не видать,
А вокруг красота - не видать ни черта.
И все кричат: "Ура!" И все бегут вперед,
И над этим всем новый день встает.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
(c) В.Цой
во как!!!!!
247283 ""
|
2002-07-16 10:56:20
|
[10.0.0.6] qwerty |
|
- сейчас вот с утра иду на работу(попутно забежав на другую работу), и в голове звучит мелодия Виктора Цоя, слова ложатся как нельзя к стати. Действительно,
гениальный певец и поэт был. Как-то вот приходишь к нему... не сразу, со временем. что то вроде "Дом стоит, свет горит"...
- Милостивый государь Шурале!
Не имея чести быть лично представленным Вам, позволю себе, тем не менее, согласится с суждениями Вашими по поводу "создания, именуемого котом Васей".
Ежели Вы, сударь мой, изволили обратить Ваше благосклонное внимание, Ваш покорный слуга уже имел честь обратиться к достопочтеннейшему Василию Васильевичу Пригодичу с нижайшей просьбой на правах друга семейства наставительно втолковать "коту Васе", принадлежащему досточтимому Yuli, что негоже предерзко записи марать с непочтительными суждениями в клобном журнале, в коем досточтимые члены клоба оставляют житейские наблюдения, экспромты и прочие экзерсисы.
Изумление вызывают непристойное предерзостное поведение и скудость ума сей божьей твари, дерзновенно помышляющей занять неподобающее ей место в славном ряду, в коем имеем мы счастие лицезреть преславных представителей кошачьего племени, средь коих - Чеширский кот эксцентричнейшего мастера парадоксов г-на Кэррола, Кот Мурр премудрейшего сумеречного тевтонского гения г-на Гофмана, Кот Ученый солнца поэзии нашей гениальнейшего Александра Сергеевича, Кот Бегемот остроумнейшего г-на Булгакова, и, наконец (the last, but not the least) известный своей кротостью и житейской мудростью Дедушка Кот достопочтеннейшего Василия Васильевича Пригодича. Позволю себе предположить, Милостивый государь, что согласитесь Вы, что в сем достославном ряду нет и не может быть места для наглого парвеню "кота Васи".
Досточтимому Yuli же, за трудами своими преславными и заботах о совершенствовании морали народов российских, недосуг заняться отеческим внушением оному коту почтительности к достопочтенным членам клоба "Русского Переплета", сего последнего пристанища гонимых ныне злобною толпой муз словесности россейской.
Посему, остаюсь при скромном суждении своем: поскольку предерзостное поведение "кота Васи" является проявлением горячности, свойственной кошачьей породе, усугубленной неумеренным употреблением настойки корня валерианова, вследствие неудачных амуров с венскими кошками (известными, по авторитетным суждениям господ Штрауса и Кальмана, вертихвостками), то следует ограничиться заключением оного кота в подвал Венского Университету на предмет отлова мышей с допущеним (в порядке утешения) отлова и летучих представительниц оных, равно как и категорическим лишением оного кота доступа в "интернетъ" и права переписки.
Сие скромное наказание есть следствие уважения глубочайшего к хозяину его достославному Yuli, ибо в случае бесхозности сего "кота Васи" надлежало бы его сдать на живодерню в назидание всему кошачьему племени, ибо сказано премудрейшим Плинием:
NE SUTOR SUPRA CREPIDAM JUDICET
Примите уверения, милостивый государь, в моем к Вам почтении
- коллежский секретарь Порфирий Иванович Диксикратов.
- Может быть, дело и не в Сорокине. Точнее, именно не в нём. Он просто беспринципный изготовитель ╚под заказ╩. Ни какого творчества в данном случае подозревать не приходится. Эпатаж не открытие, а бутафория, или мошенническая подделка. И ещё. Зарабатывают деньги на низменном, на развращении, заражении не просто ╚холодные дельцы╩, а совершенно откровенные сатанисты. Споры, дискуссии, диалоги с такими одержимыми бессмысленны. От них необходимо изолироваться. Сорокиных нужно лечить, а судить издателей. Впрочем, это точка зрения начётчика.
-
247279 ""
|
2002-07-16 00:26:29
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
-
У кошки четыре ноги
И сзади у нее длинный хвост.
Обидеть ее не моги
И сотри свой невежливый пост!
-
247277 ""
|
2002-07-15 21:21:49
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Наглость хвостатого создания, именуемого котом Васей, растет день от дня. Эта зверушка позволила себе отозваться нелестно о коллежском секретаре Диксикратове, попеняв тому между делом использованием латыни. Затем порассуждала вольно о пользе телесных наказаний для писателей. После чего оскорбила миллиард католиков и миллионы коммунистов во всем мире, сравнив первых и вторых друг с другом! И под занавес: зарвавшийся котяра состряпал сомнительный стишок, подписавшись при этом (!) хозяйским е-мейлом. Причина такой разнузданности мне кажется очевидной. Будучи занятым человеком, вынужденным периодически давать консультации и помогать решать наиболее острые проблемы главам ряда мировых держав, хозяин кота и сотрудник Венского университета сударь July не может более уделять надлежащее внимание воспитанию своего подопечного. В таком случае, возможно, следует поставить вопрос о создании на базе РП "Воспитательного совета ДК", призванного провести надлежащую работу с упомянутым котом, дабы оградить молодое и подрастающее поколение от его развращающего влияния. Коты не пройдут!
247276 ""
|
2002-07-15 20:47:11
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
-
Убегает Торквемада
Снова прячется в кусты.
Торквемады нам не надо,
У него посты пусты.
- Под номером 27005 стёрто моё сообщение, не содержавшее никаких выпадов, брани, оскорблений и т.п. Всего лишь наблюдения, касающиеся некоторых параллелей между историей католической Европы и православной России.
Посему: прощайте господа. Сосите соску.
247274 ""
|
2002-07-15 18:34:07
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Аналогом Святой Инквизиции в русской истории был Союз Михаила Архангела, организованный по инициативе Священного Синода.
Инквизиция справилась со своей задачей: европейские народы успели сформироваться в высокоразвитые нации.
Союзу Михаила Архангела своей цели достичь не удалось.
На Западе Церковь была независимой от светской власти. В то время, когда король Испании уже принял решение о принятии взятки от морранов в размере 30 тыс. дукатов, во дворец явился будущий Великий Инквизитор епископ Томас де Торквемада и бросил в лицо всесильному монарху: Иуда Искариот предал Христа за 30 серебренников. Ты же продаешь его за 30 тысяч.
- Г-н 26988!
По просьбе Владимира Михайловича обойдусь без эмоций.
По поводу лжи о "католическтве" Н. В. Гоголя предлагаю обратиться к замечательному исследованию кандидата филологических наук Владимира Воропаева "Духом схимник сокрушенный... Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете Православия". книга издана по заказу филологического факультета МГУ.
А действительно принявший католичество Чаадаев, кончил, как всем известно с шестого класса, в сумасшедшем доме.
247271 ""
|
2002-07-15 14:54:51
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- По поводу 27001
Как по мне, именно этот тезис Эко не выдерживает никакой критики. Одни и те же слова, произнесенные автором или героями в разных контекстах, будут обозначать совершенно разные вещи. Эко возводит в абсолют свою личную вторичность восприятия мира и литературы.
-
Если хочешь лучше жить
Ни к чему вопить и злиться,
Чтобы лучшего добиться
Надо руки приложить.
247269 ""
|
2002-07-15 14:39:48
|
[212.48.130.11] У.Эко |
|
- Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей "люблю тебя безумно", потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - прерогатива Лиала*. Однако выход есть. Он должен сказать: "По выражению Лиала - люблю тебя безумно". При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести,- то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви.
*-Л и а л а - псевдоним итальянской писательницы Лианы Негретти (1897-1995), популярной в 30-40-е годы
247268 ""
|
2002-07-15 14:35:59
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Стащил денежки у мелких вкладчиков избранник нации:
РБК. 15.07.2002, Лондон 07:56:48. Президент США Джордж Буш получил конфиденциальную информацию незадолго до того, как продал за 800 тыс. долларов акции компании Harken Energy Corp., которой он управлял, пишет сегодня Times. За 16 дней до того, как продать акции, в июне 1990 года, Дж.Буш получил еженедельный отчет об ожидаемых больших убытках корпорации.
Как отмечает издание, это сообщение даст оппонентам Джорджа Буша дополнительные козыри в его критике. Демократы уже сравнивают реакцию нынешнего президента США на волну корпоративных скандалов среди крупнейших компаний Америки с его поведением на посту директора компании Harken Energy, пишет Times.
- Критик оказался поэтом!
247266 ""
|
2002-07-15 12:37:05
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Мне предлагают вступить в католическую веру, почему-то обращаясь при этом к моему хозяину. Так понимают католики свободу совести?
Я и в комммунисты не вступал, господа хорошие, и в католики не пойду. Слишком много у вас в прошлом общего, которого честный кот не приемлет.
Прекратите, кстати, заниматься спамом.
247265 ""
|
2002-07-15 12:29:36
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Алексу
Алекс, странный у вас какой-то подход к литературе: можно, нельзя. Умберто Эко цитируете, который сам-то является одним из наиболее искусственных (не искусных, прошу заметить, а искусственных) сочинителей текстов. Мне вообще рассжудения Эко по поводу того, что все, мол, уже было сказано, представляются полным бредом. который вызван прежде всего тем, что он сам не может написать "букетик фиалок" так, чтобы это читалось естественно.
247264 ""
|
2002-07-15 11:53:11
|
[10.0.0.6] qwerty |
|
- Уважаемый Торквемада, доминиканцы Вас недавно отлучили от ордена и церкви...
- Однако в этом вопросе трудно установить какие-то
твердые рамки. В
многовековой запутанной истории католической
церкви не всегда можно
разграничить инквизиторскую деятельность епископов и "священных" трибуналов.
Известны случаи, когда при наличии инквизиции церковь использовала
епископов
или другие церковные инстанции для расправы со своими идейными противниками,
как это имело место в деле Лютера или в расправе над Яном
Гусом, учиненной
Констанцским собором. В последнем
случае собор выступал в роли
инквизиционного трибунала. Были случаи передачи инквизиторских
функций и
полномочий самим "священным" трибуналом
епископам или уполномоченным
монашеских орденов. Так, вскоре после завоевания испанцами колоний
в Америке
испанская инквизиция поручила выполнять ее
функции церковным иерархам в
колониях. После же упразднения инквизиционных трибуналов в XIX в. их
функции
вновь перешли к епископам, которые продолжали
карать вероотступников,
накладывая на них епитимии и отлучения, хотя отсутствие поддержки со
стороны
светской власти лишало их возможности физически расправляться с ослушниками.
Современные церковные историки
по вполне понятным причинам склонны
рассматривать инквизиционный трибунал как характерное явление
только для
отдельных христианских стран, а не для
церкви в целом. Авторитетные
исследователи высказывают противоположную
точку зрения. Например,
французский ученый Жан Гиро считает, что "инквизиция
не была свойственна
только одной нации или одному району,
она действовала почти во всех
христианских странах, где ересь выступала против церкви...
Таким образом,
размах ее деятельности зависел от условий, господствовавших в странах".
Спорным вопросом в
историографии является и дата возникновения
инквизиционных трибуналов. Этот вопрос решают исследователи по-разному.
Известный немецкий историк прошлого столетия
Шлоссер, автор 18-томной
всемирной истории, которую конспектировал К. Маркс, считал,
что инквизиция
сложилась между 1198 и 1230 гг. В знаменитых
"Хронологических выписках"
Маркса взгляды Шлоссера излагаются следующим образом:
"1198 папой сделался Иннокентий III;
он тотчас учреждает комиссию по
расследованию и преследованию ереси, назначает
своими легатами одного
цистерцианского монаха и другого монаха того же
ордена, Петра Кастельно,
снабжает их письменными приказами, в
которых содержатся все элементы
последующих судов над еретиками (то есть
инквизиции)... Преследование
еретиков усиливается с тех пор, как
к папским легатам присоединяются
почтенный "святой" (пес) Доминик (основатель доминиканского ордена)
и другие
фанатичные испанские духовные лица, они побуждают
также к вмешательству
арагонского короля...
1229 Григорий IX-с одобрения "святого" Людовика
IX - вводит религиозные
или инквизиционные суды против
еретиков... (этим судам подвергался
независимо от сословия тот, кто давал еретикам приют
или защиту или же
отказывал в помощи их преследователям).
1230 страшная власть этих
судов была отнята у епископов, передана
учрежденному за двадцать лет перед тем нищенствующему ордену
доминиканцев;
решением собора папы, под страхом
потери должности, были сделаны
полицейскими служителями церкви (шпионами) и палачами
своих прихожан! В
стране то здесь, то там восстания, в некоторых городах изгоняют инквизиторов
и так далее".
В дореволюционной и советской
литературе имеются по этому вопросу
разные точки зрения. М. Покровский считал, что инквизиция "оформилась"
между
1184 и 1252 гг. Он писал: "В 1184 году Люций
III предписывает выдавать
еретиков светской власти для наказания, но предварительно
дело должен был
исследовать местный епископ, что было еще очень
выгодно для обвиняемого,
потому что епископы были слишком тесно связаны с местным населением,
чтобы
возбуждать его против себя жестокостями. Некоторые
историки считают, что
именно папа Люций основал инквизицию. Поэтому в 1984 г. католическая
церковь
отмечала 800-летие установления "священного"
трибунала. Папы, видимо,
старались быть умеренными насколько можно,
еще Иннокентий III запрещал
употреблять по отношению к еретикам испытание водой и раскаленным железом.
В
1232 г. Григорий IX передал все дело
преследования сектантов в руки
доминиканцев. Замену епископской инквизиции доминиканской
мы имеем полное
право рассматривать как новый шаг на пути усиления нетерпимости.
В 1252 г.
Иннокентий IV разрешил пытать подозреваемых в ереси, с
этим инквизиционный
процесс получил свою окончательную форму". Покровский М. Средневековые
ереси
и инквизиция. Далее М. Покровский отмечает: "Подобно
целибату, инквизиция
осуществлялась не сразу. Но раз то и другое принято
церковью, она уже не
отступала ни от того, ни от другого.
Только когда католицизм лишился
материальной поддержки светской власти, преследование прекратилось
потому,
что стало физически невозможным".
247262 ""
|
2002-07-15 11:48:14
|
[212.192.35.250] |
|
-
- Уже известный читателю французский епископ Селестен
Дуэ, не отрицая,
что церковь всегда выступала против инакомыслящих,
в то же самое время
утверждал:
отличительной чертой
инквизиции является не столько
характер
рассматриваемого ею преступления, судебная процедура или
форма наказания,
сколько наличие постоянного судьи,
наделенного полномочиями для
преследования еретиков. Американский историк инквизиции
священник Шэннон
полностью разделяет это мнение. "Подлинная инквизиция,- пишет
он,- является
учреждением, установленным святым престолом, со
специально назначенными
судьями для расследования, суда и вынесения приговора еретикам". Он
отметил,
что сам термин "инквизиция" (от лат. inquisitio - расследование)
появляется
только с возникновением инквизиционных трибуналов.
Нельзя согласиться ни с мнением инквизитора
Парамо, возводившего начало
инквизиции к расправе, учиненной всевышним над Адамом и Евой, ни с
епископом
Дуэ, пытающимся свести историю инквизиции только к деятельности
"священных"
трибуналов. Дело в том, что с раннего периода
существования христианской
церкви епископы, и в их числе папы римские, были наделены
инквизиторскими
полномочиями - расследовать, судить и карать еретиков и пользовались
ими на
протяжении всей истории церкви. Этими правами они продолжают
пользоваться и
после роспуска конгрегации священной канцелярии,
согласно действующему
каноническому праву. Такие же права имели и имеют вселенские
соборы. Если
исходить из этих фактов, то следует признать, что "священные" трибуналы
были
отнюдь не единственной формой инквизиции.
Более развернутую периодизацию
истории инквизиции дает итальянский
прогрессивный историк Р. Лонгоне. Он
делит историю этого учреждения на
следующие этапы:
"примитивная" инквизиция времен раннего христианства;
императорская, которая осуществлялась
по указаниям христианских
императоров римскими префектами и губернаторами; епископальная
- от распада
римской империи до XIII в.; собственно инквизиция
("священный" трибунал),
возглавляемая папой и непосредственно
руководимая доминиканцами и
францисканцами; государственная инквизиция, проводимая совместно
светской и
церковной властью (князем, королем или императором) при поддержке
церковной
иерархии; испанская инквизиция, возглавляемая
великим инквизитором,
назначаемым королем и утверждаемым в должности папой римским;
колониальная (испанская и
португальская) инквизиция и, наконец,
всеобщая, или вселенская, она же римская, инквизиция
в лице конгрегации
священной канцелярии, просуществовавшая с 1542 г. до наших дней.
- Разумеется, в более ранний
период церковь была лишена возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками.
Только в
IV в., когда господствующей религией в Римской империи
стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
Некоторые светские историки
также трактуют историю инквизиции в
"широком" плане. Так, в статье об инквизиции, опубликованной
в "Британской
энциклопедии", говорится: "Неправильно утверждать, что инквизиция
появилась
в XIII в. в готовом виде со всеми ее
принципами и учреждениями. Это был
результат или, вернее, еще один шаг вперед
в процессе развития, начало
которого восходит по крайней мере к IV столетию". Автор статьи делит
историю
инквизиции на два больших периода: епископальный
период с IV по XIII в.,
когда преследованием еретиков занимались епископы, и монашеский
- с XIV по
XIX в., когда действовали
инквизиционные трибуналы, руководимые
доминиканскими и францисканскими монахами.
Такая же периодизация истории
инквизиции была принята в русской
дореволюционной историографии. Ее разделял
М. Покровский и известный
испанист В. Пискорский. Покровский М. Средневековые
ереси и инквизиция.-
Книга для чтения по истории средних веков. Последний, кроме епископальной
и
монашеской инквизиции, выделял еще испанскую инквизицию
(с 1480 г., когда
она стала функционировать в виде верховного церковного трибунала -
Супремы).
В советской историографии в 20-х
годах преобладала широкая трактовка
истории инквизиции. Этот взгляд был так сформулирован обществом
"Атеист" в
послесловии к книге С. Г. Лозинского "Святая инквизиция":
"Начало инквизиции (в другой форме и
под другим названием) совпадает с
началом самой христианской церкви.
И точно так же неправильно
хронологическое ограничение инквизиции средними веками.
Она существует до
настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме
до сих
пор имеется "Святая Служба
Инквизиции". Подразумевается конгрегация
священной канцелярии. Если в данный момент
церковь не подвергает своих
врагов суду, пыткам, сожжению, то это объясняется
исключительно тем, что
светская власть не подчиняется
требованию церкви проводить в жизнь
постановления ее судов". Лозинский С. Г. Святая инквизиция.
Разумеется, инквизиция не
возникла на "пустом месте". Созданию
"священных" трибуналов предшествовала многовековая борьба
правящих кругов
церкви с ересью, в процессе которой вырабатывались
также и богословские
обоснования необходимости применения к еретикам различных
видов и форм
насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача,
ибо
теологам пришлось для оправдания инквизиции подменить
"религию любви", за
которую выдает себя христианство,
"религией ненависти". На такую
трансформацию ушли столетия.
-
ОТ АДАМА И ЕВЫ...
Существуют самые различные мнения
о том, что, собственно говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
Если под инквизицией понимать осуждение
и преследование господствующей
церковью инакомыслящих - вероотступников,
то хронологические рамки
инквизиции следует расширить на всю историю
христианской церкви - от ее
возникновения по настоящее время, ибо
епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили себе право
осуждать и отлучать от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
Некоторые исследователи толкуют
этот вопрос еще шире, считая, что
инквизиция является характерным атрибутом не
только католической, но и
протестантской и православной церквей.
Если же инквизицию понимать в более узком
смысле, подразумевая под этим
термином деятельность особых трибуналов католической церкви,
преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в
XII-XIII
вв. до их повсеместной отмены в первой половине XIX в.
Но и после этого в
системе папской курии в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала
конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
Сторонников "широкой" и "узкой"
трактовки инквизиции можно найти как
среди церковных, так и светских историков.
Первым, кто сформулировал "широкую" точку
зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший
в 1598 г. в
Мадриде книгу на латинском языке "О
происхождении и развитии святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом по
истории инквизиции,
написанным с точки зрения официальной доктрины
католической церкви. Он
служил как бы ответом
на появившуюся протестантскую литературу,
разоблачавшую ужасы инквизиции. В своем
усердии оправдать деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал его историю чуть
ли не с сотворения
мира. Первым инквизитором, уверял он, был
сам господь бог, а первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая
провинившихся
перед ним Адама и Еву, предварительно
учинив им тайный допрос и суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,- следуют точно такой же процедуре,
которую
они переняли от самого бога".
Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам
и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -
позорящим
одеянием, носить которое приговаривались жертвы
инквизиции, а изгнание
прародителей рода человеческого из рая он называет первой
конфискацией...
"вечного блаженства", прототипом тех более осязаемых конфискаций,
которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
Всего этого богу, по-видимому, показалось
недостаточно; он осудил людей
терпеть вплоть до "страшного суда" бесчисленные болезни,
эпидемии, потопы,
землетрясения, холод и голод, войны; бог
приговорил людей рождаться в
нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный
в поте лица своего и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника
полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
Но если так жестоко поступил бог
с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали средневековые апологеты инквизиции,
то его гнев по
отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама
и Евы вообще не знал
предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество,
пощадив
только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем
все население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем серу и огонь" (Быт. 19:24)
(сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии);
разве не
истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать
против Моисея во время
странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых
змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не убил он
50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
По сравнению с этими
массовыми побоищами библейского бога - а мы
перечислили только их незначительную толику - преступления Торквемады
могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
Библейский бог был не только
непреклонно беспощадным и сверх меры
жестоким к тем, кто отходил от его заповедей
или ошибочно толковал его
таинственные "неисповедимые пути", он требовал
от своих последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем
отступникам,
в особенности в тех случаях, когда они пытались "совратить"
правоверных.
"Если,- поучал бог своих последователей в Ветхом завете,- будет
уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя,
говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои"..,
то не
соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его
глаз твой, не жалей
его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде
всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым
инквизитором Нового завета.
Он приступил к обязанностям инквизитора
на третий день после своего
рождения, когда сообщил через трех королей-волхвов, что
явился на свет, и
потом, когда умертвил Ирода, заставив червей
съесть его... После Иисуса
Христа св. Петр, св. Павел
и другие апостолы занимали должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,-
"древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились его корни и ветви по
всему миру, и приносило оно
сладчайшие плоды".
Естественно, что подобного рода ссылки на
Библию позволяли церковникам,
с одной стороны, доказать
"законное", "божественное" происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
Точка зрения Парамо на инквизицию
на протяжении столетий перепевалась
на разные лады церковными авторами. Ее повторяет, например,
Марино Марини,
один из ближайших сотрудников папы Пия IX
в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над Галилеем. Марини утверждал:
"Инквизиционный
трибунал столь древний, что следует считать
самого Иисуса Христа его
основателем и законодателем".
Современные апологеты церкви также признают,
что она на протяжении всей
своей истории преследовала ереси и еретиков. Уже
цитированный нами У. Т.
Уолш пишет, что церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость
ко
всякого рода ошибкам, где бы они ни проявились,
в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким образом, нетерпимость
не является
ее наиболее типичной особенностью, это
просто оборонительное оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар
стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит
к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла,
отлучали
от церкви и предавали анафеме христиан, отклонившихся,
по их мнению, от
официальных доктрин.
Разумеется, в более ранний
период церковь была лишена возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками.
Только в
IV в., когда господствующей религией в Римской империи
стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
Назад
Далее